Финальная декларация Молодёжной группы Люксембургского форума. Женева, 5 декабря 2019 года

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы инициировал проект по созданию Молодежной секции Форума. В состав этой секции войдут молодые специалисты из различных стран, которые понимают проблемы контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия и безопасности и проявляют к ним интерес. Хотя окончательный состав Секции пока не определен, ее первые участники уже имели возможность встретиться и поработать вместе в рамках ежегодного заседания Наблюдательного совета Международного люксембургского форума, проходившего в Женеве 4-5 декабря 2019 года.

Ниже размещена существенная часть Заключительного документа, разработанного участниками заседания Молодежной секции. Было предложено назвать эту секцию "Новые голоса".

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, профессор Сергей Ознобищев

Первая Декларация секции «Новые голоса» Международного люксембургского форума

В ходе нашей первой встречи мы коллективно подтвердили, что в ядерной войне не может быть победителей и что она никогда не должна быть развязана. Мы согласовали следующую декларацию и рекомендации:

  • Мы призываем правительства России и США возобновить предметный и конструктивный диалог с целью предотвращения полного краха системы контроля над стратегическими вооружениями и устранения перспективы новой гонки ядерных вооружений. Этот диалог должен быть нацелен на безотлагательное продление Договора о СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021 года, сохранение моратория на развертывание ядерных ракет средней дальности в Европе, подтверждение международной нормы о недопущении ядерных испытаний, а также на участие в переговорах о заключении последующих соглашений о контроле над вооружениями и их сокращении. Такие переговоры должны охватывать новые системы стратегических вооружений, системы противоракетной обороны, все виды крылатых ракет с ядерными боеголовками и ядерное оружие воздушного базирования. Кроме того, США и Россия должны принять меры по предотвращению нацеливания ядерных или любых других средств на структуры командования и управления ядерными вооружениями, включая средства космического базирования.
  • Мы призываем Соединенные Штаты и Россию подтвердить свою приверженность соблюдению условий действующих соглашений, касающихся снижения риска, включая Соглашение 1972 года об инцидентах на море , Соглашение 1973 года о предотвращении ядерной войны, Соглашение 1987 года о советско-американских центрах по уменьшению ядерной опасности, Соглашение 1987 года о предотвращении опасной военной деятельности, Венский документ 2011 года и Договор об открытом небе. Мы также настоятельно призываем их как можно скорее возобновить и расширить переговоры по вопросам военной и стратегической стабильности. Эти переговоры должны охватывать доктринальные изменения, ограничивающие потенциальное применение ядерного оружия, и включать в себя серьезное рассмотрение двусторонних договоренностей о неприменении первыми ядерного оружия и о его снятии с боевого дежурства. В условиях ухудшения режима контроля над вооружениями такие меры необходимы для обеспечения выхода из кризиса, деэскалации и снижения вероятности возникновения кризиса.
  • Мы призываем Соединенные Штаты, Россию и другие страны, обладающие ядерным оружием, начать предметное обсуждение мер по запрещению кибератак на системы управления, контроля и связи (С3) друг друга. Признавая киберуязвимость систем С3, соглашение об отказе от возможности воспользоваться такой уязвимостью внесло бы существенный вклад в снижение риска применения ядерного оружия.
  • Мы призываем все страны, обладающие ядерным оружием, обсуждать ядерные доктрины в открытом многостороннем формате. За последние годы ключевые ядерные доктрины эволюционировали и стали включать в себя формулировки, предполагающие, что ядерное оружие может быть использовано для ведения боевых действий, а не для сдерживания. Эти изменения значительно повышают вероятность применения ядерного оружия в кризисных ситуациях и увеличивают вероятность новой неограниченной гонки вооружений. Учитывая существующую международную напряженность, крайне важно, чтобы все государства, обладающие ядерным оружием, соблюдали определенную степень транспарентности в отношении информации о размерах и масштабах своих ядерных арсеналов, чтобы избежать любого недопонимания, которое могло бы еще более подстегнуть гонку вооружений.
  • Мы призываем государства выработать общее научное понимание формирующегося военного потенциала с использованием технологических разработок в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, анализа больших данных, искусственного интеллекта, автономных и беспилотных систем, а также гиперзвуковых, высокоточных и маневренных боевых систем, чтобы избежать любого недоразумения, подпитываемого необоснованными утверждениями о наличии революционных с технической точки зрения сил и средств, и изучить, как такие технологии могли бы положительно повлиять на разработку новых методик мониторинга и верификации, необходимых для поддержки будущих соглашений о контроле над вооружениями.
  • Мы призываем все государства выполнять свои обязательства по резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, в частности, те из них, которые касаются контроля экспорта. Режимы экспортного контроля должны регулярно пересматриваться и обновляться в целях снижения рисков распространения, связанных с новыми технологиями. Тот факт, что эти режимы не налагают ограничений на разработку и развертывание определенных систем вооружений и лишь контролируют передачу таких систем и технологий, не умаляет их значимости.
  • Мы признаем, что спустя полвека после его создания и двадцать пять лет после его бессрочного продления Договор о нераспространении ядерного оружия сталкивается с множеством старых и новых проблем. Среди государств - участников ДНЯО нет консенсуса относительно путей достижения реального ядерного разоружения. Растет тревога по поводу того, чем завершится критически важная Конференция по рассмотрению действия ДНЯО в 2020 году. Неспособность Конференции 2015 года по рассмотрению действия Договора достичь консенсусного заключительного документа еще более усиливает давление на государства - участники ДНЯО, направленное на достижение ими успеха в следующем году. В свете этих проблем мы призываем все государства - участники ДНЯО сделать все возможное для сохранения и укрепления ДНЯО. Вместе с тем мы призываем все страны - члены ДНЯО отложить в сторону краткосрочные разногласия ради спасения всего режима нераспространения в мире. Кроме того, учитывая центральную роль, которую сыграли Соединенные Штаты и Советский Союз в заключении Договора, мы призываем именно Соединенные Штаты и Россию продолжить сотрудничество по укреплению ДНЯО, несмотря на кризис в их двусторонних отношениях. Мы приветствуем возобновление процесса "Группы 5" и призываем пять государств, обладающих ядерным оружием, продолжить консультации по доктрине, снижению стратегических рисков и другим темам, связанным с выполнением статьи VI.
  • Мы считаем, что члены "пятерки" должны подтвердить свою общую приверженность Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и призываем остальные государства, перечисленные в приложении 2, которые еще не сделали этого, ратифицировать Договор в кратчайшие сроки. Мы признаем непреходящую важность ДВЗЯИ, но видим, что его вступление в силу давно откладывается. Государствам следует и далее принимать меры укрепления доверия и поддерживать процедуры верификации, которые еще больше укрепили бы цели Договора, в том числе разработку механизмов транспарентности в отношении экспериментов в подкритическом режиме, проводимых под землей, с тем чтобы обеспечить уверенность в том, что они не нарушают Договор. Необходимо предпринять дополнительные шаги для восстановления доверия к компоненту ДНЯО, связанному с разоружением, включая предметные переговоры о запрещении производства расщепляющегося материала, исследовании вопросов верификации в области ядерного разоружения, а также подтвердить обязательства в отношении конечного видения мира, свободного от ядерного оружия.
  • Мы приветствуем усилия, направленные на улучшение ситуации в области безопасности на Корейском полуострове. Мы настоятельно призываем Соединенные Штаты и Северную Корею поддерживать открытый диалог и воздерживаться от эскалационной риторики и соответствующего поведения, в том числе путем ограничения военных учений и испытаний баллистических ракет. Мы призываем государства в полной мере выполнять свои обязательства по соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН. Кроме того, все заинтересованные стороны должны обсудить практические меры в поддержку денуклеаризации, опираясь на уроки, извлеченные из успешного опыта денуклеаризации других государств и совместной деятельности США и России по уменьшению угрозы.
  • Мы настоятельно призываем все стороны Совместного комплексного плана действий (СКПД) выполнить свои обязательства по данному соглашению. В то время как другие стороны "Группы 5+1" продолжают свои усилия по сохранению соглашения, решение США в одностороннем порядке выйти из СКПД обострило напряженность в регионе и подорвало доверие к усилиям по нераспространению в более широком масштабе. Мы приветствуем недавнее подтверждение Ираном своего обязательства никогда не стремиться к созданию, не разрабатывать и не приобретать ядерное оружие, но считаем, что недавнее решение этой страны о закачке уранового газа в центрифуги на объекте в Фордо, ставшее четвертым шагом Тегерана на пути к сокращению обязательств по СКПД, создает новые угрозы для жизнеспособности этого соглашения. Мы призываем Иран свернуть любую деятельность, несовместимую с СКПД, и воздерживаться от любых дальнейших шагов, подрывающих сохранение этой договоренности.
  • Мы приветствуем недавний созыв Генеральной Ассамблеей ООН конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Мы призываем те государства, которые пока не участвовали в конференции, присоединиться к процессу в будущем, а также призываем все государства региона при поддержке "Группы пяти" учредить параллельный процесс, сосредоточенный на вопросах региональной безопасности в более широком смысле, считая такой процесс жизненно важным для укрепления доверия и создания прочной основы для региональных усилий по нераспространению.
  • Мы призываем США и Россию как крупнейшие ядерные державы мира вернуться к сотрудничеству в области безопасности ядерных и радиоактивных материалов. Кроме того, Вашингтон и Москва должны возобновить служившее ранее основой сотрудничества между ядерными комплексами Соединенных Штатов и России взаимодействие ученых в таких областях, как ядерная безопасность, верификация ядерного разоружения, ядерная наука и восстановление окружающей среды. Угроза ядерного и радиологического терроризма остается серьезной и требует действий со стороны международного сообщества. Международное сообщество должно стремиться к укреплению глобальной архитектуры ядерной безопасности, в том числе путем обеспечения результативной и успешной работы Конференции 2021 года по рассмотрению действия новой редакции Конвенции о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ). Мы приветствуем продолжающееся сопредседательство США и России в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма.
  • Мы настоятельно призываем страны, обладающие ядерным оружием, и все другие государства принять участие в усилиях по оказанию помощи жертвам и восстановлению окружающей среды в связи с разработкой, испытанием и применением ядерного оружия. Несмотря на то, что ядерное оружие часто называют неизбирательным, ущерб, нанесенный в течение ядерного века окружающей среде, экономике и людским ресурсам, оказался непропорционально тяжелым для конкретных общин, в особенности, для коренных народов.
  • Мы призываем все государства инвестировать в программы, направленные на то, чтобы сделать эти вызовы понятными для новых поколений и разнообразных аудиторий. Мы призываем государства углублять сотрудничество по образовательным и просветительским программам с соответствующими организациями гражданского общества и международными организациями. Как представители молодого поколения экспертов по вопросам ядерной безопасности мы остро осознаем важность образования в области снижения ядерных рисков и последствий применения ядерного оружия.Мы считаем, что обучение людей тому, как думать (а не тому, что думать) об оружии массового уничтожения, является ключевым шагом в расширении их возможностей участия в принятии решений по вопросам нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения. Высококачественное доступное образование и своевременная, точная, общедоступная информация о ядерном оружии, контроле над вооружениями и разоружении абсолютно необходимы для обеспечения надежного демократического контроля над самым разрушительным из когда-либо созданных видов оружия.

Мы живем в мире, который с каждым днем становится все более разделенным. Только открытый и непредвзятый диалог на основе равенства и учета разнообразия мнений может помочь всем странам преодолеть глобальный кризис в области безопасности и предотвратить ядерную катастрофу.


Список участников

1.

Сара ВебстерБИДГУД

Директор Евразийской программы нераспространения, Центр изучения проблем нераспространения им. Джеймса Мартина (США).

2.

КонстантинБОГДАНОВ

научный сотрудник сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов, Центр международной безопасности, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (РАН); кандидат наук (Россия).

3.

Эмма Клэр

ФОУЛИ

Помощник руководителя программы, проект «Военные инциденты», «Глобальный нуль» (США).

4.

Дженнифер

Нокс

Научный сотрудник Института проблем политики в области науки и техники, Университет Дж. Вашингтона (США).

5.

Ханна
Нотте

Старший сотрудник по вопросам политики, Группа Шайха; Ph.D. (Германия).

6.

Себастьен
ФИЛИПП

Ассоциированный научный сотрудник Программы «Наука и глобальная безопасность», факультет международных и общественных отношений им. Вудро Вилсона, Принстонский университет, Ph.D. (Франция).

7.

Леон

РАТЦ

Старший руководитель программы «Управление существенными рисками», Инициатива по уменьшению ядерной угрозы (США).

8.

МарианнаЕВТОДЬЕВА

старший научный сотрудник Отдела военно-экономических исследований безопасности, руководитель Группы глобализации военно-экономических процессов, Центр международной безопасности, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук (РАН); кандидат наук (Россия).