Доклад Группы по ядерной и физической безопасности

Общие положения

Страны, в настоящее время образующие «Группу восьми», инициировали и осуществляли контроль за реализацией основных национальных и международных программ, нацеленных на решение актуальных вопросов ядерной и физической безопасности и установление партнёрских отношений по этим вопросам. Конвенции в области ядерной безопасности и связанные с ними независимые экспертные оценки, эффективные национальные инфраструктуры регулирования, существующие стандарты ядерной безопасности и руководящие документы по физической защите, а также механизмы проведения оценок в рамках МАГАТЭ представляют собой важные предпосылки для создания мировым сообществом глобального режима ядерной и физической безопасности.

Мы приветствуем итоговый отчёт о втором совещании Договаривающихся сторон по рассмотрению национальных докладов о выполнении обязательств, вытекающих из положений Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (15-24 мая 2006 г.), и сделанные в нём выводы.

Мы призываем все страны в возможно короткие сроки присоединиться к двум последним универсальным инструментам по борьбе с ядерным терроризмом; а именно, Международной Конвенции о пресечении актов ядерного терроризма, принятой в Нью-Йорке 13 апреля 2005 года, и Поправкам к Конвенции о физической защите ядерных материалов, принятым в Вене 8 июля 2005 года.

Мы отмечаем результаты Международной конференции МАГАТЭ «Эффективные системы ядерного регулирования», которая проводилась в Москве 27 февраля - 03 марта 2006 года. Для нашей безопасности необходима действенная и эффективная система регулирования ядерной безопасности. Мы еще раз подтверждаем, что очень важно, чтобы национальные органы регулирования обладали достаточными полномочиями, независимостью и компетентностью.

Чернобыль

В этом году исполнилось 20 лет со дня аварии Чернобыльской АЭС. Эта авария стала переломным моментом для широкомасштабной переоценки вопросов безопасности атомных электростанций (АЭС), определения новых подходов к культуре безопасности и дальнейшего развития международного сотрудничества по вопросам ядерной безопасности. Международное сообщество продолжает совместную работу с Украиной по сооружению объектов на площадке Чернобыльской АЭС, направленных на повышение её безопасности.
Как страны «Группы восьми», мы продолжим осуществлять меры по повышению ядерной и физической безопасности, наилучшей практики регулирования для того, чтобы избежать повторения подобной аварии.

Мы отмечаем, что помимо многочисленных правительственных и неправительственных действий и инициатив, реализуемых на двустороннем уровне, и оцениваемых в несколько миллиардов долларов, страны «Группы восьми» совместно с Европейским Союзом и другими донорами через Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделили средства на выполнение проектов, направленных на повышение ядерной и физической безопасности на площадке Чернобыльской АЭС, в рамках Счета ядерной безопасности и Чернобыльского фонда «Укрытие».

Мы намерены продолжать оказывать содействие Украине как в рамках программ ЕБРР, так и в соответствии с декларациями и меморандумами о взаимопонимании, подписанными в рамках саммитов бывшей «Группы семи». Мы также поддерживаем работы по созданию нового безопасного конфайнмента и по осуществлению подготовительных мероприятий, необходимых для вывода из эксплуатации и касающихся обращения с радиоактивными отходами и отработавшим топливом, основываясь на справедливом финансовом долевом участии. В то же время мы приветствуем прогресс в работе по стабилизации существующего конфайнмента. Мы в очередной раз выражаем доверие ЕБРР в управлении средствами Чернобыльского фонда «Укрытие», и средствами Счета ядерной безопасности. Мы настаиваем на том, чтобы Правительство Украины совместно с ЕБРР предприняло все необходимые меры по содействию своевременному и эффективному выполнению этих программ в согласованных рамках.

Радиоактивные источники

В Эвиане мы приняли решение улучшить меры контроля за радиоактивными источниками с целью предотвращения их несанкционированного использования. Нам удалось достигнуть большого прогресса, и мы выразили приверженность положениям Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников МАГАТЭ и в настоящее время продолжаем деятельность по внедрению в возможно короткие сроки мер контроля за импортом и экспортом радиоактивных источников.

Мы приветствуем тот факт, что более 83 стран обязались выполнять положения Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников МАГАТЭ и призывают другие страны принять этот Кодекс.

Мы приветствуем принятие консенсусом Генеральной Ассамблеей ООН резолюции №60/73 по предотвращению рисков радиологического терроризма.

Мы продолжим оказывать поддержку международным усилиям по совершенствованию регулирующего контроля за радиоактивными источниками, в частности, реализации Региональных модельных проектов МАГАТЭ - программы, призванной содействовать в создании эффективных и устойчивых инфраструктур регулирования.

Мы продолжим укреплять наше сотрудничество по совершенствованию физической защиты радиоактивных источников во всём мире.

Армянская АЭС

Мы, как члены «Группы восьми», призываем Армению выделить финансовые средства и осуществить мероприятия по модернизации для обеспечения безопасной эксплуатации ААЭС вплоть до того момента, когда она может быть остановлена и выведена из эксплуатации.
Мы принимаем к сведению некоторые краткосрочные меры по повышению ядерной безопасности, уже предпринятые Арменией как первый шаг в этом направлении.

Ввиду того, что в настоящее время доноры могут выделить лишь ограниченные средства на самые необходимые мероприятия по модернизации и оказанию содействия армянскому органу регулирования ядерной безопасности (АОРЯБ), мы призываем Армению: 1) подготовить и выполнить систематическую и всестороннюю программу по повышению уровня безопасности ААЭС; 2) обеспечить АОРЯБ необходимым количеством персонала и финансовых средств, а также предоставить ему необходимый уровень полномочий, компетентности и независимости, требуемый для результативного и эффективного выполнения своих функций в соответствии с международными стандартами; и 3) в ближайшее время создать фонд вывода из эксплуатации в размере, необходимом для реализации мероприятий по закрытию ААЭС в будущем.

Источник: http://g8russia.ru/docs/24.html