Декларация Люксембургской конференции

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЯДЕРНОЙ КАТАСТРОФЫ
ДЕКЛАРАЦИЯ

Международная конференция, состоявшаяся в Люксембурге 24-25 мая 2007 г., собрала пятьдесят семь независимых экспертов в сфере глобальной безопасности, ограничения вооружений и разоружения из четырнадцати стран для обсуждения проблемы предотвращения ядерной катастрофы и методов укрепления режима нераспространения ядерного оружия.

Участники Люксембургской Конференции считают, что в настоящее время Договору по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО) и относящимися к нему режимами нераспространения и разоружения брошены беспрецедентные вызовы. В этой связи для обеспечения функционирования ДНЯО и режима нераспространения, а также их укрепления необходима политическая поддержка на высочайшем уровне.

Во-первых, самая серьезная прямая угроза в обозримом будущем связана с возможностью получения террористическими организациями доступа к ядерным взрывным устройствам или ядерным материалам. Во-вторых, существует опасность краха ДНЯО и всего режима нераспространения, из-за неудачи урегулирования текущих ядерных кризисов, таких как в Иране и в Северной Корее. В-третьих, наиболее острой является проблема неудовлетворительного выполнения обязательств по нераспространению и слабости мер принуждения к выполнению обязательств по нераспространению. Это относится к отсутствию приверженности ядерных государств к обязательству в отношении ядерного разоружения, их продолжающейся опоре на ядерное сдерживание, а также к разрушению процесса ограничений ядерных вооружений и ядерного разоружения.

Участники Конференции подчеркнули, что обозначенные выше тенденции ставят под угрозу не только региональную, но и глобальную безопасность и повышают риск использования террористами ядерных взрывных устройств или боевого использования ядерного оружия. Международное сообщество должно безотлагательно принять меры в отношении сложившейся ситуации.

Участники отметили, что содействие делу мира, взаимное уважение законных интересов друг друга и отношения добрососедства между странами являются фундаментальным фактором обеспечения международной безопасности, а также необходимым условием для укрепления режима ядерного нераспространения, соглашений по ограничению ядерных вооружений и разоружению.

Эксперты, присутствующие на Конференции, обращаются к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций (ООН), странам-участницам ООН, Большой восьмерки, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Организации Североатлантического договора, Содружества Независимых Государств, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества, а также других авторитетных международных организаций с предложением «дорожной карты», включающей следующие инициативы:

1. Подтверждение ядерными государствами своей приверженности цели ядерного разоружения в соответствии со Статьей VI ДНЯО; уменьшение опоры на ядерное сдерживание; проведение специальной встречи на высшем уровне среди ядерных государств для обсуждения вопросов ядерного разоружения и нераспространения, а также проведение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; безотлагательное возобновление диалога между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о дальнейшем сокращении и ограничении ядерных вооружений; активизация сотрудничества в области развития систем противоракетной обороны во исполнение Совместной декларации о новых стратегических отношениях (2002 г.); начало консультаций с Великобританией, Францией и Китаем относительно их участия, в приемлемой для них форме, в ограничении ядерных сил, а также в мерах транспарентности и доверия, существующих между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией; принятие всеми ядерными державами-участницами ДНЯО безоговорочного обязательства о неприменении ядерного оружия первыми против любого государства-члена ДНЯО. Инициирование международных переговоров по Кодексу поведения в мирном использовании космоса и по проблемам космической безопасности.

2. Подписание и ратификация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) всеми государствами, которые еще не присоединились к нему, в частности 44 странами, включенными в список Приложения II, для обеспечения скорейшего вступления ДВЗЯИ в силу.

3. Отмечая определенный прогресс, достигнутый к настоящему моменту, все страны-участницы шестисторонних переговоров должны принять эффективные меры во исполнение Совместного документа по ядерной программе Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). КНДР должна прекратить программу создания ядерного оружия, вернуться в ДНЯО и принять гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и соблюдать условия международных договоров по разоружению и механизмов экспортного контроля в отношении оружия массового уничтожения и систем его доставки. В свою очередь, международное сообщество, в частности остальные пять стран-участниц шестисторонних переговоров, должны обеспечить надлежащие гарантии безопасности, оказание энергетической и гуманитарной помощи, а также содействие в развитии энергетики.

4. Более тесная координация позиций шести стран, ведущих переговоры с Ираном о применении гарантий безопасности МАГАТЭ в Иране. Невыполнение Ираном положений резолюций ООН неприемлемо. Иран должен выполнять резолюции Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ и разрешить с МАГАТЭ все остающиеся вопросы. В первую очередь, Иран должен выполнить требование Совета Безопасности ООН о приостановлении, под контролем МАГАТЭ, без дальнейшего промедления всей деятельности, связанной с обогащением и переработкой, включая исследования и разработки, а также всех связанных с тяжелой водой проектов, включая строительство исследовательского реактора с тяжеловодным замедлителем. Невыполнение этих требований повлечет ужесточение санкций против Ирана в соответствии с Главой 7 Устава ООН с использованием всех надлежащих мер в рамках полномочий Совета Безопасности ООН. При выполнении Ираном резолюций Совета Безопасности ООН и устранении всех претензий по несоблюдению, откроется возможность предоставления Ирану пакета мер поощрения, включая гарантированные поставки низкообогащенного урана или ядерного топлива, а также вывоз облученного топлива для дальнейшей переработки и хранения за границей. Меры поощрения могут также включать помощь международного сообщества в развитии нефтегазовой отрасли Ирана, вступление во Всемирную торговую организацию и впоследствии возобновление дипломатических отношений с Соединенными Штатами Америки. Политические круги и население Ирана в целом должны быть информированы о существенных экономических и социально-политических преимуществах, обусловленных исполнением Ираном резолюций Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ.

5. Поощрение Индии, Израиля и Пакистана и создание для них стимулов для присоединения, в приемлемых формах, к режиму ядерного нераспространения посредством принятия Дополнительного протокола МАГАТЭ 1997 г., подписания и ратификации, в полном объеме, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), участия в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов и в международных механизмах экспортного контроля, а также путем принятия мер доверия и обеспечения безопасности в области ядерных вооружений. При этом следует принять во внимание, что Израиль уже подписал ДВЗЯИ. Эти шаги будут способствовать более широкому участию этих трех стран в международных программах сотрудничества в области мирного атома и других начинаниях в сфере экономики и безопасности на региональном и глобальном уровнях.

6. Ввиду растущей угрозы ядерного терроризма, необходимы безотлагательные, более интенсивные и широкомасштабные превентивные меры для повышения надежности систем физической защиты, учета и контроля разделяющихся материалов во всем мире, а также для ускорения утилизации высокообогащенного урана путем его преобразования в низкообогащенный уран и использования в мирных целях, основываясь на положительном опыте Соглашения между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией по высоко- и низкообогащенному урану (соглашение «ВОУ-НОУ»). Следует также принять дополнительные, и, при необходимости, международные меры на основе сотрудничества для защиты атомных электростанций, исследовательских реакторов и хранилищ ядерных боеприпасов.

7. Дальнейшее укрепление всеобъемлющих гарантий МАГАТЭ, прежде всего, путем подписания и ратификация Дополнительного протокола к соглашениям о гарантиях МАГАТЭ от 1997 г. всеми государствами, которые до сих пор этого не сделали; а для 31-го государства-члена ДНЯО, которые все еще не заключили соглашение о гарантиях, сделать это как можно скорее. Усиление препятствий для выхода государств из ДНЯО путем строгой регламентации процедуры выхода, включая требование о предоставлении обоснованной мотивации выхода, обеспечения соблюдения сроков уведомления о выходе, в соответствии со Статьей X этого Договора, а также посредством создания нормативной базы для сохранения под контролем МАГАТЭ всех технологий и материалов, приобретенных в рамках ДНЯО. В случае выхода из Договора технологии и материалы двойного назначения должны быть возвращены поставщикам под надзором МАГАТЭ, что следует гарантировать соглашениями о соответствующих нормах с Группой ядерных поставщиков и Комитетом Цангера.

8. Повышение роли Совета Безопасности ООН в упрочении режима нераспространения. Осуществление всех необходимых усилий для объединения позиций государств - постоянных членов СБ ООН в принуждении к выполнению обязательств по ДНЯО. Повышение эффективности и обеспечение соответствия международному праву мер контр-распространения в отношении ядерного и других видов оружия массового уничтожения (относящихся, к примеру, к Инициативе по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения, к резолюциям Совета Безопасности ООН 1540 и 1673, а также к Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма).

9. Координация международных усилий по ограничению распространения технологий ядерного топливного цикла среди новых стран при одновременной разработке надежного механизма предоставления гарантий поставок топлива и при решении проблем обращения с отработанным топливом и его вывоза. Назначение комиссии ООН высокого уровня для рассмотрения различных существующих предложений по многосторонним поставкам продуктов и услуг ядерного топливного цикла, в частности, основываясь на практическом опыте Российской Федерации и других государств в реализации таких проектов. Поддержка Инициативы по глобальному партнерству в сфере ядерной энергетики в качестве программы, обеспечивающей энергетические потребности стран с быстро развивающейся экономикой и, в то же время, повышающей стандарты нераспространения до уровня стандартов экологической безопасности.

10. Начало консультаций о повышении статуса Режима контроля за ракетными технологиями и Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, а также системы контроля за экспортом ядерных материалов и технологий в Группе ядерных поставщиков до уровня статуса международных конвенций.

Участники конференции в Люксембурге расценивают реализацию вышеупомянутых мер всеми заинтересованными государствами и международными организациями как путь к осуществлению прорыва в предотвращении распространения ядерного оружия, недопущении доступа к нему террористов, в построении глобальной и региональной безопасности.

Участники выражают свое намерение учредить постоянно действующий Люксембургский Форум, который будет на регулярной основе проводить конференции и заседания экспертов по вопросам практической политики и публиковать материалы практического характера по ядерному нераспространению и разоружению.

1. АРАД Узи
Директор института политических и стратегических исследований школы политических, дипломатических и стратегических отношений имени Р.Лаудера при междисциплинарном центре г. Герцлии; советник Комитета по международным делам и обороне Кнессета; профессор (Израиль).

2. АРБАТОВ Алексей Георгиевич
Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН; член научного совета Московского центра Карнеги; член-корреспондент РАН (ранее - заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы ФС РФ).

3. БАРАНОВСКИЙ Владимир Георгиевич
Заместитель директора ИМЭМО РАН; член-корреспондент РАН (Россия).

4. ВУЛФСТАЛ Джон
Старший научный сотрудник (программа по международной безопасности) Центра стратегических и международных исследований (США).

5. ГАФФНИ Генри
Начальник направления стратегии и концепций Центра военно-морского анализа «Си-Эн-Эй корпорэйшн» (США).

6. ГЕТТЕМЮЛЛЕР Роуз
Директор Московского центра Карнеги (ранее - заместитель министра энергетики по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения и национальной безопасности, США).

7. ГОРЕЛИК Арнольд
Почетный профессор политических наук университета Калифорнии в Лос-Анжелесе (США).

8. ДВОРКИН Владимир Зиновьевич
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН; генерал-майор в отставке; профессор; действительный член Российской академии ракетно-артиллерийских наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии, Академии военных наук, Российской академии космонавтики (ранее - начальник 4 Центрального научно-исследователь-ского института Министерства обороны РФ).

9. ДХАНАПАЛА Джаянта
Старший советник Президента Шри-Ланки (ранее - заместитель Генерального секретаря ООН по проблемам разоружения); посол (Шри-Ланка).

10. ДЬЯКОВ Анатолий Степанович
Директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического института; кандидат физико-математических наук (Россия).

11. ЖАН Карло
Президент Общества по управлению атомными электростанциями «СОГИН» (ранее - советник по военным вопросам президента Италии); генерал в отставке (Италия).

12. КАЛОДЖЕРО Франческо
Профессор отделения физики Римского университета «Ла Сапьенца» (ранее - Генеральный секретарь Пагуошского движения, Италия).

13. КАЛЯДИН Александр Николаевич
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН; доктор исторических наук (Россия).

14. КАНТОР Вячеслав Владимирович
Президент Европейского еврейского конгресса; Президент Российского еврейского конгресса, доктор наук (Россия).

15. КАРАГАНОВ Сергей Александрович
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике; заместитель директора Института Европы РАН; профессор (Россия).

16. КЕЛЛЕХЕР Кэтрин
Профессор Университета штата Мэриленд; старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа «Си-Эн-Эй корпорэйшн» (США).

17. КИМ Бьюнгки
Заместитель декана и профессор международных отношений магистратуры по международным исследованиям Корейского университета; доктор наук (Республика Корея).

18. КЛЕСС Арманд
Директор Люксембургского института европейских и международных исследований; доктор наук (Люксембург).

19. КОНОВАЛОВ Александр Александрович
Президент Института стратегических оценок; профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.

20. КОХРАН Томас
Директор программы по ядерным проблемам Совета по защите природных ресурсов; доктор наук (США).

21. КРЕПОН Майкл
Президент-учредитель Исследовательского центра им. Генри Стимсона (США).

22. ЛЕГВОЛД Роберт
Профессор Колумбийского университета (США).

23. НИКИТИН Александр Иванович
Директор Центра евроатлантической безопасности МГИМО (У) МИД РФ; президент Российской ассоциации политической науки; профессор (Россия).

24. НУРИК Роберт
Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем нераспространения оружия массового уничтожения Монтерейского института международных исследований (США).

25. ОЗНОБИЩЕВ Сергей Константинович
Директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД РФ и Высшей школы экономики; действительный член Российской академии космонавтики, Всемирной академии комплексной безопасности (ранее - начальник Организационно - аналитического управления РАН, Россия).

26. ОРЛОВ Владимир Андреевич
Президент ПИР-Центра; со-директор Программы по европейской безопасности Женевского Центра политики безопасности; кандидат политических наук (Россия).

27. ПАН Женкьянг
Вице-президент Китайского фонда международных исследований; профессор международных отношений Института стратегических исследований Университета национальной обороны (Пекин); генерал-майор запаса (Китай).

28. ПЕРКОВИЧ Джордж
Вице-президент по исследованиям проблем глобальной безопасности и экономического развития, директор программы по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения «Фонда Карнеги за международный мир»; доктор наук (США).

29. ПИКАЕВ Александр Алексеевич
Заместитель председателя Комитета ученых за международную безопасность; заведующий отделом ИМЭМО РАН; кандидат политических наук (Россия).

30. ПОТТЕР Уильям
Директор Центра по изучению проблем нераспространения оружия массового уничтожения им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований (США).

31. РАО РАГХАВАН Васанта
Директор «Дели Полиси Груп»; президент Центра анализа проблем безопасности; генерал-лейтенант в отставке (Индия).

32. САГДЕЕВ Роальд
Заслуженный профессор, директор Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд; академик РАН (Россия/США).

33. САЖИН Владимир Игоревич
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор (Россия).

34. САТАНОВСКИЙ Евгений Янович
Президент Института Ближнего Востока; кандидат экономических наук (Россия).

35. СИРИНСИОНЕ Джозеф
Старший вице-президент по национальной безопасности и международным отношениям Центра за американский прогресс (США).

36. СТЕЙНБРЮНЕР Джон
Профессор Школы публичной политики, директор Центра исследований международных отношений и проблем безопасности Университета штата Мэриленд (США).

37. ТИМЕРБАЕВ Роланд Махмутович
Председатель Совета ПИР-Центра (ранее - постоянный представитель СССР/РФ при международных организациях в Вене); посол (Россия).

38. ФЕДОРОВ Андрей Владимирович
Член президиума Совета по внешней и оборонной политике, (ранее - заместитель Министра иностранных дел России).

39. ФИНДЛЭЙ Тревор
Директор Канадского центра по изучению соблюдения договоров; адъюнкт-профессор школы международных исследований им. Нормана Патэрсона (Канада).

40. ФИТЦПАТРИК Марк
Старший научный сотрудник в сфере нераспространения оружия массового уничтожения Международного института стратегических исследований (Великобритания).

41. ХАЛАТНИКОВ Исаак Маркович
Почетный директор Института теоретической физики РАН им. Л.Д. Ландау, академик РАН (Россия).

42. ХЛОПКОВ Антон Викторович
Исполнительный директор ПИР-Центра (Россия).

43. ШАЕРФ Карло
Профессор физики Римского университета «Тор Вергата» (ранее - президент Национальной комиссии Италии по ядерной физике).

44. ШУБИН Шахран
Руководитель исследований Международного учебного курса по политике безопасности Женевского центра по изучению политики безопасности; доктор наук (Швейцария).

*) Одобряя принципиальные идеи и общую направленность данной Декларации, Т.Кохран, Дж. Перкович, В. Рагхаван, Р.Тимербаев сделали оговорки в отношении некоторых содержащихся в ней практических рекомендаций.