Заседание Наблюдательного совета Люксембургского форума. Женева, 4-5 декабря 2019 года

Пресс-релиз
Программа
Участники
Финальная декларация Молодёжной группы
  • Пресс-релиз
  • Программа
  • Участники
  • Финальная декларация Молодёжной группы

В Женеве прошло заседание Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

Члены Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума обсудили важнейшие вопросы стратегической стабильности и кризис в области контроля над вооружениями и нераспространения

(ЖЕНЕВА, 4 декабря 2019 года) В Женеве прошло заседание Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.Участники мероприятия – ведущие мировые эксперты и учёные в области ядерной безопасности, сокращения вооружений и нераспространения ядерного оружия обсудили наиболее важные и актуальные проблемы международной безопасности в ядерной сфере.

Члены Набсовета Люксембургского форума рассмотрели текущее состояние дел с сфере нераспространения и контроля над вооружениями, влияние кризиса на сохранение стратегической стабильности в мире, возможности предотвращения гонки вооружений в отсутствие договора РСМД и сохранения контроля над стратегическими вооружениями после 2021 года. Эксперты также представили своё видение путей выхода из сложившегося кризиса, в том числе и по продлению Договора СНВ-3.

«Опасность ядерной катастрофы в настоящее время выше, чем когда-либо во времена холодной войны, - отметил президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор. – Эта опасность заключается не в преднамеренном применении ядерного оружия, а в том, что война возможна из-за человеческой ошибки, системной ошибки, недопонимания или просчётов. Риски усиливаются новыми кибертехнологиями. Деградация стратегической стабильности в сочетании с распадом основных договоров по контролю над вооружениями происходит одновременно с накоплением кризисов и войн по всей планете, которые могут привести к неконтролируемой эскалации и рискам».

Напомним, что на предыдущем мероприятии Форума в Риме (июнь 2019 года) было отмечено, что, согласно оценке «Бюллетеня учёных-атомщиков», публикующего оценку опасности ядерного конфликта при помощи аллегорических часов, стрелки часов сегодня находятся в положении «без двух минут полночь» [наступление которой означало бы ядерную катастрофу] - впервые с 1954 года.

«Нет необходимости говорить о крайне негативном влиянии на возможности решения обсуждаемых нами проблем сложившихся отношений предельного недоверия между Западом и Россией. В качестве одного из шагов для снижения напряжённости целесообразно повторять рекомендации по отказу от крупномасштабных военных учений, накопления вооружений и военной техники в приграничных регионах. Этому может способствовать развитие сохраняющихся контактов между военными и дипломатическими структурами», - отметил Вячеслав Кантор.

По итогам заседания члены Наблюдательного совета подготовят финальную декларацию, в которой выскажут свои предложения и рекомендации главам государств, официальным лицам и руководителям авторитетных международных организаций по повышению режима ядерного нераспространения и укреплению международной ядерной безопасности.

* * *

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24-25 мая 2007 года в Люксембурге. Он является одной из наиболее крупных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.

Основные задачи Форума:

  • Содействие процессу ограничения и сокращения вооружений, противодействие нарастающим угрозам режиму нераспространения и размыванию основ Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) включая предотвращение роста ядерного терроризма и попыток отдельных стран получить доступ к ядерным материалам и технологиям.
  • Укрепление глобального мира и безопасности путем использования новых подходов и разработки практически ориентированных предложений для политических лидеров по ключевым аспектам ядерного нераспространения и контроля над вооружениями.

В 2017 году форум отпраздновал свой 10-летний юбилей. С момента своего образования Люксембургский форум провёл почти 30 конференций, семинаров и рабочих встреч в Москве, Вашингтоне, Люксембурге, Берлине, Риме, Вене, Париже, Праге, Женеве, Брюсселе, Варшаве, Стокгольме и др. городах.

Результатами анализа экспертов Люксембургского форума всегда были декларации и обращения к лидерам ведущих государств, в ООН, МАГАТЭ, в другие международные органы с конкретными предложениями и рекомендации по направлениям решения критических ситуаций. Как правило, они встречают живой интерес со стороны своих адресатов, о чём свидетельствуют их регулярные ответы. Члены Наблюдательного совета Форума также формируют ежегодные оценки его работы и ставят актуальные задачи для дальнейшего анализа.

ПРОГРАММА

заседания Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

(GrandHôtelKempinskiGenève,QuaiduMont-Blanc19, 1201GenèveSwitzerland, 4-5 декабря 2019)

4декабря(среда)

10:00 – 11:00

Первое заседание (Зал «B»)

Ведущий – В. Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).


Итоги деятельности Международного Люксембургского форума за 2019 г. План работы на 2020 г. и перспективу

В. Кантор,президент Международного Люксембургского Форума.

Вступительныйдоклад

У. Перри,профессор Стэнфордского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, профессор (США).



11:00 – 11:15

Перерыв

11:15 – 13:00

Первое заседание (продолжение)

Кризис в области контроля над вооружениями и нераспространения: влияние на стратегическую стабильность

Д. Браун, вице-президент Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы»; член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (Великобритания).

В. Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Дискуссия(об итогах деятельности МЛФ, состоянии контроля над вооружениями, нераспространения и стратегической стабильности).

14:30– 16:00

Второе заседание(Зал «B»)

Пути выхода: как выйти из нынешнего кризиса

Ведущий – С. Ознобищев, заместитель председателя Организационного Комитета Международного Люксембургского форума, профессор МГИМО (У) МИД РФ (Россия).

А. Арбатов,заместитель председателя Организационного Комитета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия).

П. Леллюш,почетный член Правления фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы», доктор наук (Франция).

Дискуссия(об итогах деятельности МЛФ, состоянии контроля над вооружениями, нераспространением и стратегической стабильностью; путях выхода из настоящего кризиса).

16:00– 16:15

Перерыв

16:15– 17:15

17:15 – 17:30

Третье заседание(Зал «B»)

Ведущий – В. Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Общая дискуссия(рекомендации членов Наблюдательного совета относительно перспектив деятельности Люксембургского форума).

Подведение итогов

5 декабря(четверг)

10:00 - 11:30Четвёртое заседание(Зал «B»)

Обсуждение итогового документа

Ведущий – А. Арбатов, заместитель председателя Организационного

Комитета Международного Люксембургского форума, академик РАН

(Россия).

11:30 – 11:45 Перерыв

11:45 – 13:00 Четвёртое заседание (продолжение)

14:30 – 16:00 Заседание Молодёжной группы(Зал «B»)

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

заседания Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

(4-5 декабря, 2019 г., GrandHôtelKempinskiGenève, QuaiduMont-Blanc19, 1201Женева,Швейцария)

КАНТОР

Вячеслав

Владимирович

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.


АРБАТОВ

Алексей

Георгиевич

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ), академик РАН (Россия).


БЛЭР

Брюс

Соучредитель международного движения «Глобальный ноль», старший научный сотрудник Принстонского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, доктор наук (США).


БРАУН

Дес

Вице-президент Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы»; член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума; основатель, член Группы высокого уровня парламентариев за ядерное нераспространение и разоружение (ранее – председатель Правления Совета директоров Сети европейских лидеров за многосторонний подход к процессу ядерного нераспространения и разоружения, министр обороны Великобритании, министр по делам Шотландии, член парламента); лорд Браун Лэдитон (Великобритания).


ДВОРКИН

Владимир

Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – начальник
4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ), действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии, Академии военных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, профессор, доктор наук, генерал–майор в отставке (Россия).


ДУАРТЕ

Серджио

Президент Пагуошского движения ученых, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, посол (ранее – высокий представитель ООН по делам разоружения) (Бразилия).


ЛЕГВОЛД

Роберт

Почетный профессор факультета политологии Колумбийского университета, доктор наук (США).


ЛЕЛЛЮШ

Пьер

Почетный член Правления фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (ранее – член парламента Французской Республики, специальный представитель Франции по Афганистану и Пакистану, министр по делам Европы и министр внешней торговли), доктор наук (Франция).


ОЗНОБИЩЕВ

Сергей

Константинович

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, заведующий Сектором военно-политического анализа Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО (У) МИД России, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (Россия).


ПЕРРИ

Уильям

Профессор Стэнфордского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – министр обороны США), доктор наук (США).


ПОТТЕР

Уильям

Директор Центра по изучению проблем нераспространения имени Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, доктор наук (США).


САГДЕЕВ

Роальд

Зиннурович

Профессор Университета штата Мэриленд, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия/США).


ЭКЕУС

Рольф

Посол, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ) (Швеция).

Наблюдатели


КОРТУНОВА

Мария Васильевна

Консультант Организационного комитета Международного Люксембургского форума (Россия).


СЕЛЕЗНЕВА

Дарья Александровна

Консультант Организационного комитета Международного Люксембургского форума (Россия).

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы инициировал проект по созданию Молодежной секции Форума. В состав этой секции войдут молодые специалисты из различных стран, которые понимают проблемы контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия и безопасности и проявляют к ним интерес. Хотя окончательный состав Секции пока не определен, ее первые участники уже имели возможность встретиться и поработать вместе в рамках ежегодного заседания Наблюдательного совета Международного люксембургского форума, проходившего в Женеве 4-5 декабря 2019 года.

Ниже размещена существенная часть Заключительного документа, разработанного участниками заседания Молодежной секции. Было предложено назвать эту секцию "Новые голоса".

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, профессор Сергей Ознобищев

Первая Декларация секции «Новые голоса» Международного Люксембургского форума

В ходе нашей первой встречи мы коллективно подтвердили, что в ядерной войне не может быть победителей и что она никогда не должна быть развязана. Мы согласовали следующую декларацию и рекомендации:

  • Мы призываем правительства России и США возобновить предметный и конструктивный диалог с целью предотвращения полного краха системы контроля над стратегическими вооружениями и устранения перспективы новой гонки ядерных вооружений. Этот диалог должен быть нацелен на безотлагательное продление Договора о СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021 года, сохранение моратория на развертывание ядерных ракет средней дальности в Европе, подтверждение международной нормы о недопущении ядерных испытаний, а также на участие в переговорах о заключении последующих соглашений о контроле над вооружениями и их сокращении. Такие переговоры должны охватывать новые системы стратегических вооружений, системы противоракетной обороны, все виды крылатых ракет с ядерными боеголовками и ядерное оружие воздушного базирования. Кроме того, США и Россия должны принять меры по предотвращению нацеливания ядерных или любых других средств на структуры командования и управления ядерными вооружениями, включая средства космического базирования.
  • Мы призываем Соединенные Штаты и Россию подтвердить свою приверженность соблюдению условий действующих соглашений, касающихся снижения риска, включая Соглашение 1972 года об инцидентах на море , Соглашение 1973 года о предотвращении ядерной войны, Соглашение 1987 года о советско-американских центрах по уменьшению ядерной опасности, Соглашение 1987 года о предотвращении опасной военной деятельности, Венский документ 2011 года и Договор об открытом небе. Мы также настоятельно призываем их как можно скорее возобновить и расширить переговоры по вопросам военной и стратегической стабильности. Эти переговоры должны охватывать доктринальные изменения, ограничивающие потенциальное применение ядерного оружия, и включать в себя серьезное рассмотрение двусторонних договоренностей о неприменении первыми ядерного оружия и о его снятии с боевого дежурства. В условиях ухудшения режима контроля над вооружениями такие меры необходимы для обеспечения выхода из кризиса, деэскалации и снижения вероятности возникновения кризиса.
  • Мы призываем Соединенные Штаты, Россию и другие страны, обладающие ядерным оружием, начать предметное обсуждение мер по запрещению кибератак на системы управления, контроля и связи (С3) друг друга. Признавая киберуязвимость систем С3, соглашение об отказе от возможности воспользоваться такой уязвимостью внесло бы существенный вклад в снижение риска применения ядерного оружия.
  • Мы призываем все страны, обладающие ядерным оружием, обсуждать ядерные доктрины в открытом многостороннем формате. За последние годы ключевые ядерные доктрины эволюционировали и стали включать в себя формулировки, предполагающие, что ядерное оружие может быть использовано для ведения боевых действий, а не для сдерживания. Эти изменения значительно повышают вероятность применения ядерного оружия в кризисных ситуациях и увеличивают вероятность новой неограниченной гонки вооружений. Учитывая существующую международную напряженность, крайне важно, чтобы все государства, обладающие ядерным оружием, соблюдали определенную степень транспарентности в отношении информации о размерах и масштабах своих ядерных арсеналов, чтобы избежать любого недопонимания, которое могло бы еще более подстегнуть гонку вооружений.
  • Мы призываем государства выработать общее научное понимание формирующегося военного потенциала с использованием технологических разработок в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, анализа больших данных, искусственного интеллекта, автономных и беспилотных систем, а также гиперзвуковых, высокоточных и маневренных боевых систем, чтобы избежать любого недоразумения, подпитываемого необоснованными утверждениями о наличии революционных с технической точки зрения сил и средств, и изучить, как такие технологии могли бы положительно повлиять на разработку новых методик мониторинга и верификации, необходимых для поддержки будущих соглашений о контроле над вооружениями.
  • Мы призываем все государства выполнять свои обязательства по резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, в частности, те из них, которые касаются контроля экспорта. Режимы экспортного контроля должны регулярно пересматриваться и обновляться в целях снижения рисков распространения, связанных с новыми технологиями. Тот факт, что эти режимы не налагают ограничений на разработку и развертывание определенных систем вооружений и лишь контролируют передачу таких систем и технологий, не умаляет их значимости.
  • Мы признаем, что спустя полвека после его создания и двадцать пять лет после его бессрочного продления Договор о нераспространении ядерного оружия сталкивается с множеством старых и новых проблем. Среди государств - участников ДНЯО нет консенсуса относительно путей достижения реального ядерного разоружения. Растет тревога по поводу того, чем завершится критически важная Конференция по рассмотрению действия ДНЯО в 2020 году. Неспособность Конференции 2015 года по рассмотрению действия Договора достичь консенсусного заключительного документа еще более усиливает давление на государства - участники ДНЯО, направленное на достижение ими успеха в следующем году. В свете этих проблем мы призываем все государства - участники ДНЯО сделать все возможное для сохранения и укрепления ДНЯО. Вместе с тем мы призываем все страны - члены ДНЯО отложить в сторону краткосрочные разногласия ради спасения всего режима нераспространения в мире. Кроме того, учитывая центральную роль, которую сыграли Соединенные Штаты и Советский Союз в заключении Договора, мы призываем именно Соединенные Штаты и Россию продолжить сотрудничество по укреплению ДНЯО, несмотря на кризис в их двусторонних отношениях. Мы приветствуем возобновление процесса "Группы 5" и призываем пять государств, обладающих ядерным оружием, продолжить консультации по доктрине, снижению стратегических рисков и другим темам, связанным с выполнением статьи VI.
  • Мы считаем, что члены "пятерки" должны подтвердить свою общую приверженность Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и призываем остальные государства, перечисленные в приложении 2, которые еще не сделали этого, ратифицировать Договор в кратчайшие сроки. Мы признаем непреходящую важность ДВЗЯИ, но видим, что его вступление в силу давно откладывается. Государствам следует и далее принимать меры укрепления доверия и поддерживать процедуры верификации, которые еще больше укрепили бы цели Договора, в том числе разработку механизмов транспарентности в отношении экспериментов в подкритическом режиме, проводимых под землей, с тем чтобы обеспечить уверенность в том, что они не нарушают Договор. Необходимо предпринять дополнительные шаги для восстановления доверия к компоненту ДНЯО, связанному с разоружением, включая предметные переговоры о запрещении производства расщепляющегося материала, исследовании вопросов верификации в области ядерного разоружения, а также подтвердить обязательства в отношении конечного видения мира, свободного от ядерного оружия.
  • Мы приветствуем усилия, направленные на улучшение ситуации в области безопасности на Корейском полуострове. Мы настоятельно призываем Соединенные Штаты и Северную Корею поддерживать открытый диалог и воздерживаться от эскалационной риторики и соответствующего поведения, в том числе путем ограничения военных учений и испытаний баллистических ракет. Мы призываем государства в полной мере выполнять свои обязательства по соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН. Кроме того, все заинтересованные стороны должны обсудить практические меры в поддержку денуклеаризации, опираясь на уроки, извлеченные из успешного опыта денуклеаризации других государств и совместной деятельности США и России по уменьшению угрозы.
  • Мы настоятельно призываем все стороны Совместного комплексного плана действий (СКПД) выполнить свои обязательства по данному соглашению. В то время как другие стороны "Группы 5+1" продолжают свои усилия по сохранению соглашения, решение США в одностороннем порядке выйти из СКПД обострило напряженность в регионе и подорвало доверие к усилиям по нераспространению в более широком масштабе. Мы приветствуем недавнее подтверждение Ираном своего обязательства никогда не стремиться к созданию, не разрабатывать и не приобретать ядерное оружие, но считаем, что недавнее решение этой страны о закачке уранового газа в центрифуги на объекте в Фордо, ставшее четвертым шагом Тегерана на пути к сокращению обязательств по СКПД, создает новые угрозы для жизнеспособности этого соглашения. Мы призываем Иран свернуть любую деятельность, несовместимую с СКПД, и воздерживаться от любых дальнейших шагов, подрывающих сохранение этой договоренности.
  • Мы приветствуем недавний созыв Генеральной Ассамблеей ООН конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Мы призываем те государства, которые пока не участвовали в конференции, присоединиться к процессу в будущем, а также призываем все государства региона при поддержке "Группы пяти" учредить параллельный процесс, сосредоточенный на вопросах региональной безопасности в более широком смысле, считая такой процесс жизненно важным для укрепления доверия и создания прочной основы для региональных усилий по нераспространению.
  • Мы призываем США и Россию как крупнейшие ядерные державы мира вернуться к сотрудничеству в области безопасности ядерных и радиоактивных материалов. Кроме того, Вашингтон и Москва должны возобновить служившее ранее основой сотрудничества между ядерными комплексами Соединенных Штатов и России взаимодействие ученых в таких областях, как ядерная безопасность, верификация ядерного разоружения, ядерная наука и восстановление окружающей среды. Угроза ядерного и радиологического терроризма остается серьезной и требует действий со стороны международного сообщества. Международное сообщество должно стремиться к укреплению глобальной архитектуры ядерной безопасности, в том числе путем обеспечения результативной и успешной работы Конференции 2021 года по рассмотрению действия новой редакции Конвенции о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ). Мы приветствуем продолжающееся сопредседательство США и России в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма.
  • Мы настоятельно призываем страны, обладающие ядерным оружием, и все другие государства принять участие в усилиях по оказанию помощи жертвам и восстановлению окружающей среды в связи с разработкой, испытанием и применением ядерного оружия. Несмотря на то, что ядерное оружие часто называют неизбирательным, ущерб, нанесенный в течение ядерного века окружающей среде, экономике и людским ресурсам, оказался непропорционально тяжелым для конкретных общин, в особенности, для коренных народов.
  • Мы призываем все государства инвестировать в программы, направленные на то, чтобы сделать эти вызовы понятными для новых поколений и разнообразных аудиторий. Мы призываем государства углублять сотрудничество по образовательным и просветительским программам с соответствующими организациями гражданского общества и международными организациями. Как представители молодого поколения экспертов по вопросам ядерной безопасности мы остро осознаем важность образования в области снижения ядерных рисков и последствий применения ядерного оружия.Мы считаем, что обучение людей тому, как думать (а не тому, что думать) об оружии массового уничтожения, является ключевым шагом в расширении их возможностей участия в принятии решений по вопросам нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения. Высококачественное доступное образование и своевременная, точная, общедоступная информация о ядерном оружии, контроле над вооружениями и разоружении абсолютно необходимы для обеспечения надежного демократического контроля над самым разрушительным из когда-либо созданных видов оружия.

Мы живем в мире, который с каждым днем становится все более разделенным. Только открытый и непредвзятый диалог на основе равенства и учета разнообразия мнений может помочь всем странам преодолеть глобальный кризис в области безопасности и предотвратить ядерную катастрофу.


Список участников

1.

Сара ВебстерБИДГУД

Директор Евразийской программы нераспространения, Центр изучения проблем нераспространения им. Джеймса Мартина (США).

2.

КонстантинБОГДАНОВ

научный сотрудник сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов, Центр международной безопасности, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (РАН); кандидат наук (Россия).

3.

Эмма Клэр

ФОУЛИ

Помощник руководителя программы, проект «Военные инциденты», «Глобальный нуль» (США).

4.

Дженнифер

Нокс

Научный сотрудник Института проблем политики в области науки и техники, Университет Дж. Вашингтона (США).

5.

Ханна
Нотте

Старший сотрудник по вопросам политики, Группа Шайха; Ph.D. (Германия).

6.

Себастьен
ФИЛИПП

Ассоциированный научный сотрудник Программы «Наука и глобальная безопасность», факультет международных и общественных отношений им. Вудро Вилсона, Принстонский университет, Ph.D. (Франция).

7.

Леон

РАТЦ

Старший руководитель программы «Управление существенными рисками», Инициатива по уменьшению ядерной угрозы (США).

8.

МарианнаЕВТОДЬЕВА

старший научный сотрудник Отдела военно-экономических исследований безопасности, руководитель Группы глобализации военно-экономических процессов, Центр международной безопасности, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук (РАН); кандидат наук (Россия).