Онлайн-конференция Люксембургского форума по Договору СНВ-III

КРАТКИЙ ОБЗОР
ПРЕСС-РЕЛИЗ
УЧАСТНИКИ
  • КРАТКИЙ ОБЗОР
  • ПРЕСС-РЕЛИЗ
  • УЧАСТНИКИ

4 июня 2020 г. состоялась онлайн-конференция Международного Люксембургского форума на тему продления действия Договора СНВ-III и концепции возможного последующего соглашения. В обсуждении приняли участие ведущие ученые и эксперты в области контроля над вооружениями и ядерного нераспространения: заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума академик РАН Алексей Арбатов, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума профессор Владимир Дворкин, Генерал-полковник в отставке Виктор Есин; Роберт Легвольд (США), Стивен Пайфер (США), Джордж Перкович (США), Пранай Вадди (США), Линн Растен (США), Джеймс Эктон (США).

Модератором конференции выступил заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, директор Института стратегических оценок, заведующий сектором ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев.

Открывая дискуссию, Владимир Дворкин подчеркнул важность и актуальность анализа вопросов, связанных с возможным продлением договора СНВ-III. Он отметил, что нынешняя напряженная ситуация в области контроля над вооружениями является результатом целенаправленной политики США. По словам генерала Дворкина, выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договора по открытому небу, выход из иранской ядерной сделки и конфронтация с Китаем – всё это звенья одной цепи. На фоне этих проблем вызывают большую тревогу сообщения о том, что США рассматривают проведение ядерных испытаний при отсутствии реальной необходимости.

Продолжая обсуждение возможных параметров и условий, при которых СНВ-III может быть продлён, академик Алексей Арбатов предложил несколько важных дополнений, которые могли бы быть учтены российской стороной в переговорах. Во-первых, продление договора должно не только служить сохранению прозрачности и предсказуемости, но и продуктивно использоваться для переговоров по новому соглашению. Во-вторых, важно подтвердить, что Россия согласна с тем, что некоторые из новых систем стратегического оружия – «Авангард» и «Сармат» – будут учтены в продленном соглашении. Что касается предложения о включении Китая в рамки договора, выступающий отметил, что это выглядит невозможным – не только из-за сложности переговоров, но и потому, что такие действия будут означать либо сокращение количества ядерных вооружений до уровня Китая, либо, наоборот, позволят Китаю выйти на уровень США и России. Этот вопрос может быть рассмотрен при формировании концепции возможного будущего договора. Новый документ не обязательно должен подразумевать значительное снижение максимального количества единиц ядерного оружия, но он, безусловно, должен помочь устранить взаимные претензии сторон путём расширения диапазона систем, подпадающих под его действие. В частности, он должен учитывать неядерные стратегические ракеты и крылатые ракеты на бомбардировщиках – в этом случае будет правильным вернуться к подсчёту фактических единиц вооружения на бомбардировщиках. Принимая во внимание развитие концепций ограниченных ядерных ударов, ядерные бомбы свободного падения на тяжёлых бомбардировщиках также могут быть включены в договор. Кроме того, необходимо учитывать системы ядерного оружия, которые в настоящее время разрабатываются и проходят испытания.

Роберт Легвольд в своём выступлении осветил ряд важных факторов, влияющих на продление действия договора СНВ-III в США. Прежде всего он указал на кадровые проблемы в администрации Белого дома. Большинство политиков в этом вопросе очень критически относятся к России и Китаю и очень неопытны с точки зрения ядерных проблем и контроля над ядерными вооружениями. Во-вторых, существуют трудности с формулированием чёткой официальной позиции, и, по всем признакам, сейчас это делать уже поздно. При этом заявления чиновников часто противоречат друг другу. Наконец, важным является «фактор Обамы». Цель нынешнего президента США состоит в том, чтобы отменить достижения Обамы, в том числе соглашения, о которых ему удалось договориться, и в отношении СНВ-III подобная цель подкрепляется убежденностью в том, что этот договор – плохая сделка. На сегодняшний день требования и параметры, выдвинутые Соединёнными Штатами и Россией для следующего этапа контроля над стратегическими вооружениями, очень далеки друг от друга, и ни одна из сторон еще не продемонстрировала стремления к компромиссу. Противостояние США и Китая вряд ли может способствовать трёхстороннему сотрудничеству по этим вопросам. Несмотря на это, сложные проблемы могут быть успешно решены, если все стороны пересмотрят свой вклад и начнут искать точки соприкосновения.

В ходе обсуждения Стивен Пайфер согласился с замечаниями, высказанными другими ораторами, особенно в отношении необходимости продления СНВ-III, и добавил, что задача чётко сформулировать предложения о включении Китая [в нынешнюю систему договоров] и ограничения всего ядерного оружия России и Соединённых Штатов была представлена американской администрацией более года назад, но ни одного предложения или даже его примерной схемы представлено пока не было. Комментируя другие выступления, Джеймс Эктон подробно остановился на проблеме конверсии оружия и обратил внимание на вопрос о возможном развёртывании баллистических ракет воздушного базирования и ракет, оснащённых УББ на неучитываемых системах доставки. Виктор Есин высказался за более активные действия сторон, выработку переговорной позиции и проекта документа в продолжение договора СНВ. Владимир Дворкин в своём комментарии обратил внимание на тот факт, что продление СНВ-III выгодно обеим сторонам: США получит возможность осуществлять контроль и инспекции, а Россия – равный общий «потолок» и возможность избежать гонки вооружений. Говоря о договоре после СНВ, Вадди Пранай выразил мнение, что необходимо использовать ранее принятые механизмы и процедуры и по возможности сохранять гибкость, а также вводить дополнительные меры прозрачности в ходе процедур конверсии.

Подводя итоги встречи, участники договорились на следующей конференции более подробно обсудить китайский фактор в стратегических отношениях между США и Россией, а также декларацию Москвы о принципах ядерного сдерживания.

Участники дистанционной конференции Люксембургского форума обсудили перспективы Договора СНВ-III

(МОСКВА-ВАШИНГТОН, 5 июня) 4 июня 2020 года в дистанционном онлайн-формате прошла конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Основной темой стал Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).

Участники конференции, в частности, обсудили перспективы, возможности и условия для продления договора, новые системы вооружений, которые могли бы быть включены в Новый СНВ, способы сохранить предсказуемость в отсутствие нового договора, возможности для начала диалога по новому договору о сокращении вооружений между США, Россией и Китаем, в случае если СНВ-III не будет продлён, а также основные параметры нового договора.

По словам президента Международного Люксембургского форума Вячеслава Кантора, некоторые предпосылки для продления Договора CНВ-3 пока ещё существуют. «2020 год является последним годом, когда возможно продление нового Договора о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ) до истечения срока его действия в феврале 2021 года. Мы настоятельно призываем продлить действие Договора и предпринять шаги в направлении переговоров о последующем соглашении. При наличии необходимой политической воли вполне возможно решить технические вопросы и сформулировать определения, имеющие принципиальное значение для сохранения нового ДСНВ. Этот Договор по-прежнему имеет решающее значение для поддержания двусторонней стратегической стабильности, паритета, транспарентности и предсказуемости в отношениях между Россией и США».

«Мы предлагаем продлить договор не просто для того, чтобы сохранить систему инспекции, транспарентности и предсказуемости, но главная задача – выиграть время, чтобы начать переговоры о следующем договоре об СНВ. 10 лет, в течение которых действовал договор, были потрачены бездарно. Сейчас для нас это время продления жизненно важно, - заявил руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик Алексей Арбатов. – Что касается нового договора об СНВ – СНВ-4 или Follow-on START, – то мне кажется, что с учётом заострённости США на Китай, серьёзных сокращений потолков в нём не будет. Потолки можно будет сократить символически на 100 единиц, поскольку сегодня целый ряд важных систем вышли на передний план и оказались фактором дестабилизации. Вполне логично было бы включить в засчёт договора межконтинентальную крылатую ракету большой дальности «Буревестник» и систему «Посейдон», так как с рациональной точки зрения эти системы очень сомнительные».

«России заключение нового договора выгодно в любом случае. По существу, равные потолки по СНВ – это возможность не втягиваться в гонку вооружений. Но если произойдёт то, о чём говорил Трамп [создание супероружия], то это может привести к гонке вооружений», - подчеркнул главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин. – По поводу «Посейдона» и «Буревестника», я не думаю, что они помешают продлению, потому что сроки их разработки ещё очень длительные, и вряд ли они успеют к 2026 году. Никакого увеличения ядерного потенциала России в случае постановки на вооружение этих двух систем не будет, несмотря на то, что Россия уже запланировала строительство 4 подлодок типа Белгород. Если только и «Посейдон», и «Буревестник» станут непреодолимым препятствием для заключения договора на основе традиционных триад, то я не исключаю, что в российском руководстве для того, чтобы сохранить такой баланс и последний признак ядерной державы, могут пойти на то, что заявят, что мы не будет развёртывать эти две системы. Останется вот такой задел на случай непредвиденных ситуаций. Это мой оптимистический сценарий».

Особое внимание участники конференции уделили перспективам подключения Китая к переговорам о сокращении ядерных вооружений, выразив, однако, сомнения в том, что этого удастся добиться. «Команда Трампа во главе со спецпосланником президента США по контролю над вооружениями Биллингсли, настроена на то, что руки американцев в отношении развития своих вооружений должны быть свободны. Но при условии, если в этом не участвует Китай, а Китай на это не пойдёт. Он может пойти при одном условии – если США и Россия согласятся сократить свои потенциалы до его уровня. Но на это не пойдут ни США, ни Россия. Переговорщики на противоположной стороне крайне трудные. Кто-то должен выступить инициатором, и тогда начнётся обсуждение», - отметил ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, ранее первый заместитель главкома РВСН РФ, генерал-полковник в отставке Виктор Есин.

Участники онлайн-встречи с сожалением констатировали, что у прежней американской администрации было больше желания договариваться о сокращении наступательных вооружений, чем у администрации Трампа.

По мнению профессора факультета политологии Колумбийского университета Роберта Легвольда, шансы на новый договор СНВ очень быстро приближаются к нулю, чему способствует позиция текущей американской администрации, которая заключается в том, что «мы выходим из всех договоров». Но при наличии политической воли, всё можно решить, причём успешно, если они будут искать точки соприкосновения и реалистичные подходы.

«Мы не слышим никаких предложений и идей со стороны Вашингтона, и это не просто так. Если на предстоящих выборах победит Байден, то многие люди в правящих кругах США будут подвигать его к тому, чтобы продлить договор СНВ. Я считаю, что уже пришло время США и России поговорить об ограничениях всех ядерных боеголовок – развёрнутых и неразвёрнутых, стратегических и нестратегических», - заявил старший научный сотрудник Брукингского института, ранее посол США в Киеве Стивен Пайфер.

«Что касается продления СНВ, то на этот процесс существенно повлияют результаты выборов в США. Все возможности для продления договора у нас есть. Если обе стороны выйдут из договора, то это будет очень деструктивным решением, и мы окажемся в незавидном положении», - подчеркнула вице-президент фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Лин Рустен.

Обсуждение коснулось и публикации новых Основ государственной политики РФ в области ядерного сдерживания, в котором говорится о том, Москва может применить ядерное оружие в ответ на нападение на нее или ее союзников с использованием ядерного оружия или другого оружия массового поражения либо в случае агрессии с обычным оружием, если «под угрозу поставлено само существование государства».

«Настораживает возможность применения ядерного оружия в том случае, когда наши средства предупреждения о ракетном нападении зафиксируют старт баллистической ракеты в сторону России, в случае чего она нанесёт ответный удар, - отметил Владимир Дворкин. – К тому же, непонятно, что такое достоверность. Она может быть высокой, но не существует достоверности, равной единице. О вероятности можно говорить тогда, когда идёт многократное повторение событий. Но обмен ядерными ударами, это не повторяющееся событие. Принимать достоверность за единицу – я считаю это ошибкой».

В то же время, по мнению Виктора Есина, новый документ об основах госполитики РФ в области ядерного сдерживания – лишь упрощённый вариант документа 2010 года, не претерпевший существенных изменений: «Если говорить об агрессии с применением обычного оружия в отношении России, то это означает, что она осуществляется на территории России, а не в Прибалтике, Польше и так далее и при условии, что Россия терпит поражение. Тогда это вынужденный переход к ядерному оружию. Кроме того, согласно статье 11 документа, ядерное сдерживание осуществляется непрерывно в мирное и военное время. Речь идёт о роли ядерного сдерживания как инструмента деэскалации».

В конференции приняли участие председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин; заместитель председателя Оргкомитета Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН Алексей Арбатов; вице-президент фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Лин Рустен (США), вице–президент по науке «Фонда Карнеги за международный мир» Джордж Перкович (США); ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, генерал-полковник в отставке Виктор Есин; почётный профессор факультета политологии Колумбийского университета Роберт Легвольд (США); внештатный старший научный сотрудник Брукингского института, бывший старший советник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Стивен Пайфер (США) и другие эксперты в области ядерной безопасности, разоружения и нераспространения.

Список участников

Дистанционной конференции по СНВ-3

4 июня 2020 г.

18:00 – 20:00 (Москва)

11:00 – 13:00 (Вашингтон)

17:00 – 19:00 (Женева)


АРБАТОВ

Алексей

Георгиевич

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ), академик РАН (Россия).


БОГДАНОВ

Константин Вадимович

Научный сотрудник Сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), к.т.н. (Россия).


ВАДДИ

Пранау

Научный сотрудник Программы по ядерной политике «Фонда Карнеги за международный мир» (США).


ДВОРКИН

Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – начальник 4–го Центрального научно–исследовательского института Министерства обороны РФ), действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии, Академии военных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, профессор, доктор наук, генерал–майор в отставке (Россия).


ЕСИН

Виктор

Иванович

Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН (ранее – начальник Главного штаба – первый заместитель Главнокомандующего, Ракетные войска стратегического назначения); первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор, генерал-полковник в отставке (Россия).


КАРАСЕВ

Павел Александрович

Научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (Россия).


ЛЕГВОЛД

Роберт

Почетный профессор факультета политологии Колумбийского университета, доктор наук (США).


ОЗНОБИЩЕВ

Сергей Константинович

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов Центра международной безопасностиНационального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН, директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО (У) МИД РФ; действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского(ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН, Россия).


ПАЙФЕР Стивен

Внештатный старший научный сотрудник Брукингского института, (бывший старший советник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, посол США в Украине), доктор наук (США).


ПЕРКОВИЧ Джордж

Вице–президент по науке «Фонда Карнеги за международный мир», доктор наук (США).


РУСТЕН

Лин

Вице-президент фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (США).


СТЕФАНОВИЧ

Дмитрий Викторович

Научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (Россия).


ЭКТОН

Джеймс

Со–директор Программы по ядерной политике и старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир», доктор наук (США).

Наблюдатели


КОРТУНОВА

Мария
Васильевна

Консультант Организационного комитета

Международного Люксембургского форума (Россия).