Конференция Люксембургского форума «Критерии безопасной толерантности режимов ядерного нераспространения»

Программа
Список участников
Пресс-релиз
Итоговая декларация
  • Программа
  • Список участников
  • Пресс-релиз
  • Итоговая декларация

21 мая (вторник)

10.00 – 10.15 – Открытие конференции («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

В.Кантор –президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы (Россия).


10.15 – 12.00 – Первое заседание («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Технические аспекты создания ядерного оружия

Ведущий – А.Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН (Россия).

Ядерные боеприпасы и средства их доставки

В.Дворкин –председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Проблемы контроля ядерной энергетики неядерных государств

В.Яковлев – главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал армии в отставке (Россия).

Дискуссия.


12.00 – 12.40 – Пресс-конференция («Флорентин 1-2», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).


13.30 – 14.15 – Второе заседание («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Научно-технический и промышленный потенциал как предпосылка для создания ядерного оружия

Ведущий – Ф.Таннер, директор Женевского центра политики безопасности; посол (Швейцария).

А.Хлопков– директор Центра энергетики и безопасности (Россия).

Дискуссия.


14.15 – 15.00 – Третье заседание («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Региональные проблемы ядерного нераспространения

Ведущий ­– В.Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Особый путь Северной Кореи

А.Дьяков – директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического института (Россия).


15.00 – 15.15 – Перерыв на кофе.


15.15 – 17.30 – Третье заседание (продолжение) («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Проблемы обретения военных возможностей для иранского ядерного потенциала

М.Фитцпатрик – руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

Опыт создания ядерного оружия Индией и Пакистаном

П.Топычканов –старший научный сотрудник, Центр международной безопасности ИМЭМО РАН (Россия).

Дискуссия.


22 мая (среда)

10.00 – 11.30 – Четвертое заседание («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Критерии выявления недекларированных планов по созданию ядерного оружия

Ведущий ­– С.Ознобищев, директор Института стратегических оценок (Россия).

А.Левит – старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» (Израиль).

Дж.Карлсон – советник фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы», ранее – генеральный директор Австралийского бюро по гарантиям и нераспространению ОМУ (Австралия).

Комментарий – Т.Рауф, президент компании «Решения глобальных ядерных проблем» (Австрия).

Дискуссия.


11.30 – 13.00 – Пятое заседание («Ренессанс 2-3», Отель Роял Плаза Монтрё & Спа).

Обсуждение итогового документа

Ведущий ­– А.Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН (Россия).

1.

КАНТОР
Вячеслав Владимирович

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; доктор наук (Россия).

2.

АРБАТОВ
Алексей Георгиевич

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ); академик РАН (Россия).

3.

ДВОРКИН
Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета

Международного Люксембургского форума; главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; профессор; генерал-майор в отставке (Россия).

4.

ДЬЯКОВ
Анатолий Степанович

Исследователь (ранее – директор) Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического института; кандидат физико-математических наук (Россия).

5.

ЕВСЕЕВ
Владимир Валерьевич

Начальник отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН; старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; кандидат технических наук (Россия).

6.

КАРЛСОН
Джон

Советник фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы»; научный сотрудник Института международной политики Лоуи в Сиднее (ранее –генеральный директор Австралийского бюро по гарантиям и нераспространению ОМУ, председатель постоянной консультативной группы МАГАТЭ по вопросам соглашения о гарантиях, Австралия).

7.

ЛЕВИТ
Ариель

Старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» (ранее – заместитель советника по национальной безопасности и руководитель Отдела по международной безопасности в Министерстве обороны Израиля); доктор наук (Израиль).

8.

ЛИНДСТРОМ
Густав

Руководитель программы по евро-атлантической безопасности, директор Европейского учебного курса по политике в сфере безопасности Женевского центра политики безопасности; доктор наук (Швеция).

9.

ОЗНОБИЩЕВ
Сергей Константинович

Директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН); действительный член Российской академии космонавтики (Россия).

10.

ПРАЗ
Жан-Даниэль

Заместитель руководителя по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ, Отдел политики в сфере безопасности, Управление по политическим делам, Федеральное министерство по иностранным делам (Швейцария).

11.

РАУФ
Тарик

Президент компании «Решения глобальных ядерных проблем» (ранее – руководитель департамента по контролю и координации политики в области безопасности МАГАТЭ); доктор наук (Австрия).

12.

САГДЕЕВ
Роальд Зиннурович

Профессор Университета штата Мэриленд; член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума; академик РАН (Россия/США).

13.

САРЕВА
Ярмо

Заместитель генерального секретаря Конференции по разоружению, директор женевского сектора управления по вопросам разоружения Организации Объединенных Наций (Финляндия).

14.

ТАННЕР
Фред

Директор Женевского центра политики безопасности; посол (Швейцария).

15.

ТОКАРЕВА Александра

Координатор программы по безопасности и законодательству Женевского центра политики безопасности (Швейцария).

16.

ТОПЫЧКАНОВ
Петр Владимирович

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; координатор программы «Проблемы нераспространения», Московский Центр Карнеги; кандидат исторических наук (Россия).

17.

ФИНАУД
Марк

Старший советник по программе «Появляющиеся вызовы безопасности», директор учебного курса «Новые вопросы в сфере безопасности» Женевского центра политики безопасности (ранее – директор Департамента информации Министерства иностранных дел Франции).

18.

ФИТЦПАТРИК
Марк

Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

19.

ХЛОПКОВ
Антон Викторович

Директор Центра энергетики и безопасности (Россия).

20.

ЭКЕУС
Рольф

Посол; член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ; Швеция).

21.

ЭТВУД
Дэвид

Научный сотрудник по вопросам разоружения Женевского центра политики безопасности (ранее директор представительства Квакеров при офисе ООН в Женеве); доктор наук (США).

22.

ЯКОВЛЕВ
Владимир Николаевич

Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (ранее начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения); генерал армии в отставке (Россия).

Эксперты Люксембургского форума обсудили в Монтрё актуальные проблемы ядерной безопасности

21-22 мая 2013 года в г. Монтрё (Швейцария) состоялась конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы «Критерии безопасной толерантности режимов ядерного нераспространения». Ведущие мировые эксперты по ядерному разоружению и нераспространению ядерного оружия – члены Люксембургского форума и международных организаций – обсудили наиболее актуальные современные проблемы в сфере международной безопасности. Конференция проводилась совместно с Женевским центром политики безопасности.

Участие в мероприятии приняли президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, директор Женевского центра политики безопасности Фред Таннер, академик РАН, профессор Университета штата Мэриленд Роальд Сагдеев, председатель Совета директоров Стокгольмского института исследования проблем мира Рольф Экеус, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН Алексей Арбатов, председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, генерал армии, бывший главнокомандующий РВСН Владимир Яковлев, старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» Ариэль Левит, руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований Марк Фитцпатрик, директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического института Анатолий Дьяков, советник фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Джон Карлсон, руководитель программы по евро-атлантической безопасности, директор Европейского учебного курса по политике в сфере безопасности Женевского центра политики безопасности Густав Линдстром, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, президент компании «Решения глобальных ядерных проблем» Тарик Рауф, заместитель генерального секретаря Конференции по разоружению, директор женевского сектора управления по вопросам разоружения ООН Ярмо Сарева, старший советник по программе «Появляющиеся вызовы безопасности», директор учебного курса «Новые вопросы в сфере безопасности» Женевского центра политики безопасности Марк Фино, научный сотрудник по вопросам разоружения Женевского центра политики безопасности Дэвид Этвуд и другие международные эксперты.

В повестку дня конференции вошли такие темы как технические аспекты создания ядерного оружия, ядерных боеприпасов и средств их доставки, создание и развертывание ядерных сил, научно-технический и промышленный потенциал как предпосылка для создания ядерного оружия.

Важной отличительной особенностью конференции стало то, что её тематика ознаменовала собой начальный этап исследовательской работы, направленной на выявление условий и признаков приближения ядерных технологий государств к так называемой «красной черте», за которой с высокой степенью уверенности можно утверждать о намерении создать ядерное оружие.

По результатам конференции эксперты рассчитывают на динамичное развитие начатых исследований с тем, чтобы обосновать допустимые пределы так называемой ядерной толерантности. Другими словами, когда неядерные государства в соответствии положениями Договора о нераспространении имеют право на полный ядерный топливный цикл в интересах развития атомной энергетики, но появляются признаки того, что они пользуются этим правом для незаконного развития оружейных технологий. Тогда будет необходимо ограничивать право того или иного государства на полный ядерный топливный цикл.

Эксперты Форума выразили уверенность в том, что ограничение подобного права должно быть оформлено более жёсткими решениями, чем соответствующие резолюции СБ ООН, которые, как показал, опыт могут быть мало эффективными – в частности, запретами для Ирана обогащать уран, сформулированные в этих резолюциях. Об условности таких запретов может свидетельствовать позиция «шестёрки» на переговорах с Ираном, которая предлагает компромиссные решения, допускающие ограничить обогащение урана только до 20% и разрешающее обогащать его до топливного уровня. Тем самым по существу подрывается авторитет СБ ООН. В этих условиях эксперты Форума попытались разработать чёткие критерии того, что можно определить как пределы ядерной толерантности.

Как отметил на открытии конференции президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, «в общественной практике широко используется тема толерантности, однако, она уже не отвечает вызовам XXI века. В связи с чем необходимо дополнить это понятие темой безопасности. Новация понятия безопасной толерантности – наличие «границы терпения», определение условий, когда толерантность угрожает обществу. Пересечение этой границы требует жёстких и легитимных мер по восстановлению безопасного и цивилизованного компромисса. Первоначальное применение этого подхода возможно в том числе для предотвращения перехода ядерными технологиями оружейного порога».

«Я уверен, что с поставленными задачами исследовательской работы мы в конечном итоге справимся, - заявил Вячеслав Кантор. – Как и ранее, наши эксперты продолжат анализ текущих проблем укрепления режимов ядерного нераспространения, которых не становится меньше. В последние годы прогрессу в дальнейших сокращениях стратегических и нестратегических ядерных вооружений препятствует отсутствие приемлемых компромиссов по Европейской и глобальной противоракетной обороне. По этим вопросам мы уже неоднократно проводили детальный анализ и представляли наши предложения и рекомендации, будем делать это и в дальнейшем».

Для решения конкретных проблем в сфере ядерной безопасности эксперты Люксембургского форума предложили создать специальный закрытый центр или агентство для контроля за процессами создания не только ядерного оружия, но и средств их доставки. Такой центр мог бы работать в тесном контакте с МАГАТЭ, и туда могла бы стекаться информация не только о технических средствах контроля России, США, Великобритании, Франции, Китая, Германии, но и оперативная информация. Этот центр должен быть укомплектован высококлассными специалистами ведущих стран. Решение о его создании и финансировании может быть принято большой ядерной пятёркой, а также другими заинтересованными странами.

Ожидается, что участники конференции подготовят традиционный итоговый документ со своими рекомендациями и конкретными предложениями. Подобные документы регулярно готовятся экспертами Люксембургского форума после каждого мероприятия и находят свой отклик среди адресатов – ведущих мировых политиков и лидеров крупнейших международных организаций. Практически все адресаты учитывали отражённые в этих документах рекомендации, о чём свидетельствовали их ответы.

* * *

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге.В состав Консультативного Совета Форумавошли 57 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.

Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — доктор Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет (МКС) и Наблюдательный совет (НС).

Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению иранского и северокорейского ядерных кризисов. Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, с развитием высокоточного оружия, с перспективами сотрудничества государств в сфере ПРО.

Final Document ofthe Conference of the International Luxembourg Forum on “Safe Tolerance Criteria for the Nuclear Non-Proliferation Regime”

May 21-22, 2013, Montreux, Switzerland

The members of the International Advisory Council of the International Luxembourg Forum express their gratitude to the Geneva Center for Security Policy for its cooperation in holding a session on “Safe Tolerance Criteria for the Nuclear Non-Proliferation Regime”.

The members of the International Advisory Council of the International Luxembourg Forum express their concern over the present state of the nuclear non-proliferation regime. They believe that the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons continues to be the cornerstone of prevention of further proliferation of nuclear weapons and furtherance of nuclear disarmament which are fundamental elements of international security at global and regional levels.

Nonetheless the non-proliferation regime is in need of enhancement and refinement. Equally important is building consensus among the great powers and other responsible states on such steps and their priority for ensuring the efficacy of the non-proliferation regime and its norms and institutions.

The need for such measures is demonstrated by the prolonged crises over the nuclear programs of North Korea and Iran, as well as a number of other violations and deviations from NPT norms and procedures by other states.

The participants of the Conference of the International Luxembourg Forum paid special attention to the following technical, operational, strategic, economic and political aspects and tipping points of nuclear weapons development. These issues should be the focus of monitoring and, if necessary, of actions by the international community in order to enhance the non-proliferation regime:

1. Foremost the technical aspects of nuclear weapons, their delivery systems and nuclear force deployments of various scales were analyzed.

2. Special attention was given to the scientific, technical and industrial potential of states relevant to nuclear weapons development.

3. Besides analyzing the experience of the five nuclear-weapons states, the participants of the conference gave thorough consideration to the specifics of nuclear weapons development in the regions of North-East Asia, the Middle East and South Asia.

4. The International Luxembourg Forum experts started the process of defining criteria for non-declared weapons development that could be used by the IAEA and the UN Security Council to make a judgment about the nature and goals of the nuclear programs of NPT parties. Such criteria may serve for initiation of appropriate actions by the IAEA and the UN Security Council in order to prevent violations or break out of parties from the Non-Proliferation Treaty.

5. The participants proposed the establishment of an International Expert Center as a subsidiary organ of the UN Security Council under the auspices of the IAEA with the task of analyzing and monitoring possible development of nuclear explosive devices and their delivery means by non-nuclear-weapon states. This Center would receive relevant information from the national technical means of states and from other sources.

6. Conference participants decided to create a Working Group for the elaboration of criteria and to propose a general structure of academic, public and official organizations which would be assigned the task of producing policy guidance and instruments to prevent misuse of nuclear energy in order to promote safe nuclear tolerance.

Elaboration of such assessment methods and criteria should define the limits of safe tolerance within the nuclear non-proliferation regime. Participants agreed that continuation of this analytical effort would be essential for presenting concrete proposals to the IAEA and the UN Security Council.

The context of this endeavor is to create an environment that facilitates the peaceful development of nuclear energy while minimizing the risks of its potential misuse and to conduct work beneficial to peaceful uses of nuclear energy, disarmament and non-proliferation.