Совместная конференция Люксембургского форума и Женевского центра политики безопасности

Программа
Список участников
Пресс-релиз
Итоговая декларация
  • Программа
  • Список участников
  • Пресс-релиз
  • Итоговая декларация

11 сентября (вторник)

10.00 – 10.30 – Открытие конференции (комната «АйТиСи», здание ВМО).

В.Дворкин – председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Ф.Таннер – директор Женевского центра политики безопасности, посол (Швейцария).


10.30 – 12.00 – Первое заседание (комната «АйТиСи», здание ВМО).

Сотрудничество в сфере ПРО и его роль в процессе ядерного разоружения в будущем

Ведущий – В.П.Сидху, руководитель программы по ОМУ и разоружению Женевского центра политики безопасности (Индия).

В.Есин – ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, генерал-полковник в отставке (Россия).

Г.Линдстром – руководитель программы по евроатлантической безопасности, директор Европейского учебного курса по политике в сфере безопасности Женевского центра политики безопасности (Швеция).

Дискуссия.


12.00 – 12.30 – Выступление Президента Международного Люксембургского форума доктора Вячеслава Кантора (Россия).


14.00 – 15.30 – Второе заседание (комната «АйТиСи», здание ВМО).

Перспективы нераспространения ОМУ и ядерного разоружения

Ведущий – В.Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).

Состояние и перспективы процесса ядерного разоружения

Х.Бликс – посол, ранее генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (Швеция).

Укрепление режима нераспространения ОМУ

Б.Лаггнер – посол по ядерному разоружению и нераспространению, руководитель управления по политике в сфере безопасности и кризисному управлению Федерального министерства по международным делам (Швейцария).

Дискуссия.


15.30 – 15.45 – Перерыв на кофе.


15.45 – 18.00 – Третье заседание (комната «АйТиСи», здание ВМО).

Иранский и северокорейский ядерные кризисы - состояние и прогноз на будущее

Ведущий ­– С.Ознобищев, директор Института стратегических оценок (Россия).

Иранский ядерный кризис

М.Фитцпатрик – руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

Б.Занкетта – научный сотрудник по вопросам разоружения Женевского центра политики безопасности (Италия).

Текущее состояние и перспективы шестисторонних переговоров по Северной Корее

А.Гидетти – дипломатический сотрудник Женевского центра политики безопасности, ранее посол Швейцарии в Азербайджане и Туркменистане (Швейцария).

Перспективы разрешения северокорейского ядерного кризиса

С.Ознобищев – директор Института стратегических оценок (Россия).

Дискуссия.


12 сентября (среда)

10.00 – 12.30 – Четвертое заседание (комната «АйТиСи», здание ВМО).

Обсуждение итогового документа

Ведущий ­– А.Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН (Россия).


12.30 – 13.10 – Пресс-конференция (зал «Б», здание ВМО).

1.

КАНТОР
Вячеслав Владимирович

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; доктор наук (Россия).

2.

ТАННЕР
Фред

Директор Женевского центра политики безопасности; посол (Швейцария).

3.

АРБАТОВ
Алексей Георгиевич

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ); академик РАН (Россия).

4.

БЛИКС
Ханс

Посол (ранее – генеральный директор Международного агентства по атомной энергии); доктор наук (Швеция).

5.

ВАСИЛЬЕВ
Виктор Львович

Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации, Постоянное представительство при международных организациях в Женеве (Россия).

6.

ГИДЕТТИ
Алан

Дипломатический сотрудник Женевского центра политики безопасности, ранее посол Швейцарии в Азербайджане и Туркменистане (Швейцария).

7.

ГИЛЛ
Амандир Сингх

Министр по вопросам разоружения; Постоянное представительство Индии при Конференции по разоружению (Индия).

8.

ДАЛАУ
Арн

Начальник Военного колледжа НАТО в Риме; генерал-лейтенант (НАТО).

9.

ДАРЬЯЭ
Мохаммад Хассан

Советник, Постоянное представительство Исламской Республики Иран при международных организациях в Женеве; доктор наук (Иран).

10.

ДВОРКИН
Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН; профессор; генерал-майор в отставке (Россия).

11.

ЕВСЕЕВ
Владимир Валерьевич

Начальник отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН; старший научный сотрудник ИМЭМО РАН; кандидат технических наук (Россия).

12.

ЕСИН
Виктор Иванович

Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН (ранее – начальник Главного штаба – первый заместитель Главнокомандующего, Ракетные войска стратегического назначения); генерал-полковник в отставке (Россия).

13.

ЗАНКЕТТА
Барбара

Научный сотрудник Женевского центра политики безопасности (Италия).

14.

КАЛОДЖЕРО Франческо

Профессор отделения физики Римского университета «Ла Сапьенца» (ранее – генеральный секретарь Пагуошского движения, Италия).

15.

КЕЛЛЕХЕР
Кэтрин

Профессор Школы государственной политики Университета штата Мэриленд (США).

16.

КЕЛЛЕР
Антон

Ранее советник в парламенте Швейцарии.

17.

ЛАГГНЕР
Бенно

Посол по ядерному разоружению и нераспространению, руководитель управления по политике в сфере безопасности и кризисному управлению Федерального министерства по международным делам (Швейцария).

18.

ЛИНДСТРОМ
Густав

Руководитель программы по евро-атлантической безопасности, директор Европейского учебного курса по политике в сфере безопасности Женевского центра политики безопасности; доктор наук (Швеция).

19.

МЕХТА
Суджата

Постоянный представитель Индии при Конференции по разоружению; посол (Индия).

20.

ОЗНОБИЩЕВ
Сергей Константинович

Директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН); действительный член Российской академии космонавтики (Россия).

21.

ПЕЛЛАУД
Бруно

Ранее заместитель генерального директора Международного агентства по атомной энергии (Швейцария).

22.

САГДЕЕВ
Роальд Зиннурович

Профессор Университета штата Мэриленд; академик РАН (Россия/США).

23.

САРЕВА
Ярмо

Заместитель генерального секретаря Конференции по разоружению, директор женевского сектора управления по вопросам разоружения Организации Объединенных Наций (Финляндия).

24.

СИДХУ
Пал В.

Руководитель программы по оружию массового уничтожения и разоружениюЖеневского центра политики безопасности; доктор наук (Индия).

25.

СТРОХАЛ
Кристиан

Постоянный представитель Австрии при международных организациях в Женеве; посол; доктор наук (Австрия).

26.

ФИТЦПАТРИК
Марк

Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

27.

ХАН
Шафдат Али

Заместитель Постоянного представителя Исламской Республики Пакистан, Постоянное представительство Исламской Республики Пакистан при международных организациях в Женеве (Пакистан).

28.

ХИТЧЕНС
Тереза

Директор Института ООН по исследованию проблем разоружения (США).

29.

ШТАЙНЕР
Питер

Военный советник, Постоянное представительство Австрии при международных организациях в Женеве; доктор наук; полковник (Австрия).

30.

ЭТВУД
Дэвид

Научный сотрудник по вопросам разоружения Женевского центра политики безопасности (ранее директор представительства Квакеров при офисе ООН в Женеве); доктор наук (США).

31.

ЯКОВЛЕВ
Владимир Николаевич

Генерал армии (ранее начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, Россия).

Участники совместной конференции Люксембургского форума и Женевского центра политики безопасности обсудили важнейшие ядерные угрозы

11-12 сентября 2012 года в Женеве прошла совместная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и Женевского центра политики безопасности под названием «Перспективы ядерного распространения и разоружения». Ведущие мировые эксперты по ядерному разоружению и нераспространению ядерного оружия обсудили важнейшие современные проблемы международной безопасности.

Участие в мероприятии приняли президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, профессор Университета штата Мэриленд Роальд Сагдеев, директор Женевского центра политики безопасности Фред Таннер, посол по ядерному разоружению и нераспространению, руководитель управления по политике в сфере безопасности и кризисному управлению Федерального министерства по международным делам (Швейцария) Бенно Лаггнер, директор Института ООН по исследованию проблем разоружения Тереза Хитченс, руководитель программы по ОМУ и разоружениюЖеневского центра политики безопасности Пал Сидху, советник постоянного представительства Ирана при международных организациях в Женеве Мохаммад Хассан Дарьяэ и другие международные эксперты – члены Консультативного совета Люксембургского форума.

Участники конференции обсудили состояние и перспективы процесса ядерного разоружения, укрепление режима нераспространения ОМУ, сотрудничество в сфере ПРО и его роль в процессе ядерного разоружения. Традиционно, существенное внимание эксперты Люксембургского форума уделили текущему состоянию и прогнозу развития ситуации с иранским и северокорейским ядерными кризисами, а также состоянию и перспективам шестисторонних переговоров по Северной Корее.

С отдельным докладом выступил начальник военного колледжа НАТО в Риме Арн Далау, который рассказал о выстраивании партнёрства в турбулентном мире.

Как отметили эксперты, процесс выполнения нового Договора СНВ идёт по плану и пока не даёт оснований для обеспокоенности. Но в США и России по-разному трактуют смысл параграфа преамбулы о взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными системами.

Между сторонами по-прежнему существуют разногласия по поводу масштабов, характера, возможностей и предназначения поэтапного адаптивного подхода США/НАТО к разработке и развёртыванию системы ПРО в Европе. Этот подход российское руководство всё ещё рассматривает как угрозу потенциалу ядерного сдерживания, стратегической стабильности и перспективам контроля над ядерным оружием.

Участники выразили обеспокоенность тем, что впервые со времени окончания «холодной войны» может возникнуть новая гонка вооружений. По словам президента Люксембургского форума Вячеслава Кантора, разработка и развёртывание ПРО США и их союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывает обеспокоенность в Китае, который также предпринимает наступательные и оборонительные контрмеры. Таким образом, в перспективе гонка наступательных и оборонительных вооружений между Россией и НАТО может дополниться и усугубиться гонкой вооружений между Китаем и американскими союзниками в Тихоокеанском регионе».

«Отсутствуют позитивные признаки прогресса по вопросу о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. На этом фоне продолжаются испытания суборбитальных и орбитальных систем оружия. Существует и перспектива космической гонки вооружений, которая может полностью подорвать стратегическую стабильность и ликвидировать контроль над вооружениями», - отметил Кантор.

Касаясь ситуации вокруг иранской ядерной программы, президент Люксембургского форума подчеркнул, что есть достаточно оснований полагать, что Иран вплотную подошёл к обладанию ядерным оружием. «В случае продолжения переговоров нельзя отступать до запрета на 20-процентное обогащение урана, а требовать выполнения в полном объёме всех резолюций СБ ООН, где требуется прекратить обогащение урана до любого уровня», - заявил он.

В завершение мероприятия члены Международного Консультативного совета Люксембургского форума подготовили итоговую Декларацию, которая будет представлена лидерам ведущих государств и руководству основных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и другим). Всего с момента образования Люксембургского форума за 5 лет было проведено 15 конференций, семинаров и рабочих встреч в Москве, Вашингтоне, Люксембурге, Риме, Вене, Женеве, Стокгольме. Каждый раз перечисленным адресатам представлялись конкретные предложения по разрешению наиболее актуальных проблем ядерной безопасности. Практически все адресаты учитывали предложения Люксембургского форума, о чём свидетельствовали их ответы.

* * *

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 57 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.

Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — доктор Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет (МКС) и Наблюдательный совет (НС).

Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению иранского и северокорейского ядерных кризисов. Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, с развитием высокоточного оружия, с перспективами сотрудничества государств в сфере ПРО.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
конференции Международного Люксембургского форума
по предотвращению ядерной катастрофы
«Перспективы ядерного распространения и разоружения»
(Женева, 11-12 сентября 2012 г.)

Члены Международного консультативного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы выражают благодарность Женевскому центру политики безопасности за сотрудничество в проведении совместного заседания, посвященного перспективам ядерного распространения и разоружения, которое состоялось 11-12 сентября 2012 г. в Женеве.

Члены Международного консультативного совета Международного Люксембургского форума выражают обеспокоенность по поводу существующей ситуации в сфере ядерного разоружения и нераспространения. После позитивных достижений в 2010-2011 гг., в особенности, вступления в силу нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), дальнейшего прогресса в диалоге по контролю над стратегическими вооружениями не было достигнуто. Переговоры по другим вопросам контроля над вооружениями и разоружения находятся в тупике. Отсутствует прогресс по ключевым вопросам ядерного и ракетного нераспространения, прежде всего, по урегулированию иранского и северокорейского ядерного и ракетного кризисов. Более того, в Совете Безопасности ООН углубились разногласия по этим двум вопросам, а также по гражданской войне в Сирии и другим важным проблемам.

Участники конференции считают необходимым, чтобы великие державы и другие ведущие государства, а также международные организации предприняли неотложные меры с целью достижения прорыва и обращения вспять существующих негативных тенденций в процессе ядерного разоружения и нераспространения.

Участники конференции Люксембургского форума выражают обеспокоенность в связи с нижеследующим:

1. Процесс выполнения нового Договора о СНВ идет по плану и пока не дает каких-либо оснований для обеспокоенности. Сколь бы скромными ни были фактические сокращения стратегических вооружений, Договор предотвратил развал процесса контроля над стратегическими вооружениями и сохранил прозрачность и предсказуемость в стратегических взаимоотношениях между Россией и Соединенными Штатами.

Однако в США и России очень по-разному трактуют смысл и обязывающий характер того параграфа преамбулы Договора, который касается взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными системами.

2. Еще большую озабоченность вызывает то, что между сторонами существует глубокий раскол по поводу масштабов, характера, возможностей и предназначения Европейского поэтапного адаптивного подхода (ЕПАП) США/НАТО к разработке и развертыванию противоракетной обороны (ПРО). Россия по-прежнему рассматривает ЕПАП как угрозу ее потенциалу стратегического ядерного сдерживания, стратегической стабильности и перспективам контроля над ядерным оружием. Соответственно, Россия предупреждает Запад о своих возможных военных и политических контрмерах. При этом Россия наращивает свой оборонительный потенциал (воздушно-космическую оборону), открыто создаваемый для сдерживания наступательных систем США.

НАТО оправдывает ЕПАП как необходимый и легитимный ответ на растущую ракетную угрозу со стороны Ирана и других потенциальных режимов-изгоев. Реакция России воспринимается как чрезмерная и неконструктивная.

Впервые со времени окончания холодной войны возникла возможность новой гонки наступательно-оборонительных вооружений.

3. Разработка и развертывание противоракетной обороны США и их союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывает глубокую, хотя и менее заметную обеспокоенность со стороны Китая, который, в ответ, также предпринимает наступательные и оборонительные контрмеры. Гонка наступательных/оборонительных вооружений между Россией и НАТО может дополниться и усугубиться гонкой вооружений между Китаем и американскими союзниками в Тихоокеанском регионе.

4. Россия категорически не согласна с тем приоритетным значением, которое США/НАТО придают соглашению о сокращении и ограничении нестратегических ядерных вооружений и находящихся на хранении ядерных вооружений в качестве предварительного условия для заключения любого последующего договора о СНВ.

5. Два других важнейших соглашения находятся в состоянии застоя. Нет больших надежд на то, что Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) в ближайшем будущем вступит в силу или будет достигнут сколько-нибудь существенный прогресс по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ).

6. Отсутствуют признаки каких-либо подвижек в направлении предотвращения размещения оружия в космическом пространстве. Продолжаются испытания суборбитальных и орбитальных оружейных систем. Существует опасность гонки вооружений в космосе, которая может подорвать стратегическую стабильность и контроль над вооружениями.

7. Как представляется, режим контроля над обычными вооружениями в Европе, прежде всего Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), невозможно восстановить. В тоже время не существует рамочных условий или переговоров о замене ДОВСЕ на новый режим.

8. Несмотря на все резолюции Совета Безопасности ООН, а также санкции и дипломатические усилия государств, ведущих переговоры с Ираном, деятельность этой страны в чувствительных сферах ядерного топливного цикла продолжает расширяться. В частности, развитие обогатительной программы этой страны с каждым днем приближает Иран к обретению ядерного оружейного потенциала.

Напряженность в регионе выросла из-за исходящих из высокопоставленных иранских источников угроз перекрыть Ормузский пролив, наращивания вооруженных сил США в регионе и дискуссий в Израиле и других странах по поводу возможной военной операции против Ирана.

Угроза новой войны в регионе Персидского залива в ближайшем будущем обострилась. Такая война приведет к ужасающим последствиям.

9. Настойчивое развитие Северной Кореей ее ядерного и ракетного потенциала является основной причиной сохраняющейся напряженности на Дальнем Востоке. Кроме того, в последнее время в этом регионе наблюдаются наращивание вооруженных сил Китая, США и их союзников, а также территориальные споры в Южно-Китайском море.

Продолжаются дипломатические усилия по урегулированию этих проблем, но напряженность по этим вопросам подрывает перспективы ядерного разоружения и нераспространения.

Участники конференции Люксембургского форума рекомендуют:

1. США и Россия следует незамедлительно перейти к следующему этапу переговоров о СНВ без предварительных условий. Целью последующего Договора о СНВ должно быть сокращение и ограничение оперативно развернутых стратегических наступательных (ядерных и обычных) вооружений до уровня, не превышающего 1000 боеголовок.

2. Новый поиск компромисса по системам противоракетной обороны следует начать с обсуждения между США/НАТО и Россией выработки нового понимания концепции стратегической стабильности и путей интеграции осуществляемых под руководством США программ ПРО и российской воздушно-космической обороны. В частности, необходимо согласие относительно критериев стабильности стратегической обороны и ПРО театра военных действий. Одновременно следует инициировать многосторонние консультации по этой теме с Китаем, Индией и заинтересованными государствами на Ближнем Востоке.

Такое новое понимание должно стать основой для соответствующих соглашений по повышению доверия и прозрачности между США/НАТО и Россией, а также для возможных соглашений с другими заинтересованными сторонами. Это понимание должно также служить платформой для возможных проектов сотрудничества в сфере ПРО.

Какое-либо формальное увязывание этого нового подхода к вопросам ПРО с переговорами по СНВ может быть контрпродуктивным. Но нет сомнений в том, что, с политической точки зрения, такие договоренности по ПРО будут способствовать заключению последующего Договора о СНВ.

В конечном итоге такие многосторонние соглашения могут расширить возможности для ограничения ядерных вооружений другими странами, обладающими ядерным оружием помимо России и США.

3. Одновременно с переговорами по новому Договору о СНВ и противоракетной обороне, но без официального их увязывания между собой, следует начать консультации по нестратегическим (тактическим) ядерным вооружениям. Они должны начаться с согласования определения предмета переговоров. Этому процессу могут способствовать договоренности по повышению транспарентности, начиная с обмена информацией о выполнении односторонних инициатив 1991-92 гг. в отношении тактического ядерного оружия (ТЯО). На этой основе следует обсуждать различные варианты ограничения нестратегических ядерных вооружений, включая их передислокацию в централизованные хранилища на национальной территории тех государств, которым они принадлежат.

4. Кроме того, должны быть начаты переговоры по возрождению процесса контроля над обычными вооружениями в Европе, адаптированного к новым геостратегическим реалиям на континенте.

5. Указанные выше четыре направления для переговоров могли бы обеспечить более широкие возможности для взаимных дипломатических уступок и сбалансированных компромиссов.

6. Чтобы способствовать признанию Ираном обязательств по всем резолюциям Совета Безопасности ООН в отношении тех аспектов его ядерной программы, которые вызывают обеспокоенность, государства должны рассмотреть возможность введения национальных мер, которые бы способствовали усилению экономических санкций, введенных Европейским Союзом. Государства, импортирующие нефть из Ирана, обладают в этом контексте особыми возможностями для оказания давления. Текущие дипломатические усилия необходимо сопроводить дополнительными позитивными и негативными стимулами, которые бы способствовали тому, чтобы Иран соблюдал свои обязательства и прекратил движение в направлении обретения ядерного оружейного потенциала. Новые санкции против Ирана не являются предвестником новой войны в регионе Персидского залива, напротив, они нацелены на предотвращение такой войны.

7. Текущий кризис в Сирии может повлиять как на иранскую ядерную проблему, так и на перспективы конференции 2012 г. по созданию на Ближнем и Среднем Востоке зоны свободной от оружия массового уничтожения. Совету Безопасности ООН следует предпринять более энергичные и скоординированные усилия по прекращению насилия и массовой гибели гражданских лиц и обеспечению ввода сил по поддержанию и построению мира, а также предоставления гуманитарной помощи. Особое внимание следует уделять полному предотвращению получения террористами доступа к запасам химического оружия в Сирии.

8. Следует ввести дополнительные экономические и политические стимулы, а также стимулы в сфере безопасности с тем, чтобы побудить КНДР изменить свой нынешний курс. Следует способствовать тому, чтобы Китай убедил КНДР отказаться от ее угрожающей политики.

Достижение прогресса по более масштабным вопросам, прежде всего в области развития диалога между США, Китаем и Россией в сфере стратегической стабильности, может способствовать тому, что Китай займет более активную позицию в этом вопросе. Конечная цель должна заключаться в возвращении КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

9. Соединенные Штаты, Россия и Китай совместно с другими заинтересованными государствами должны активно содействовать созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе организаций и режимов многосторонней безопасности и сотрудничества. Следует уделять внимание процессам мирного урегулирования территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая арбитраж и посредничество.

Члены Наблюдательного и Консультативного советов Международного Люксембургского форума

1.

КАНТОР
Вячеслав Владимирович

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; президент Европейского еврейского конгресса; доктор наук (Россия).

2.

АРБАТОВ
Алексей Георгиевич

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы ФС РФ); академик РАН (Россия).

3.

БЛИКС
Ханс

Посол (ранее – генеральный директор МАГАТЭ); доктор наук (Швеция).

4.

ДВОРКИН
Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН; профессор; генерал-майор в отставке (Россия).

5.

ЕСИН
Виктор Иванович

Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН (ранее – начальник Главного штаба – первый заместитель Главнокомандующего, Ракетные войска стратегического назначения); генерал-полковник в отставке (Россия).

6.

КАЛОДЖЕРО
Франческо

Профессор отделения физики Римского

университета «Ла Сапьенца» (ранее – генеральный секретарь Пагуошского движения, Италия).

7.

КЕЛЛЕХЕР Кэтрин

Профессор Школы государственной политики Университета штата Мэриленд (США).

8.

ОЗНОБИЩЕВ
Сергей Константинович

Директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН); действительный член Российской академии космонавтики (Россия).

9.

САГДЕЕВ
Роальд Зиннурович

Профессор Университета штата Мэриленд; академик РАН (Россия/США).

10.

ФИТЦПАТРИК
Марк

Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

11.

ЯКОВЛЕВ
Владимир Николаевич

Генерал армии (ранее начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, Россия).