МАГАТЭ стало слишком политизированным. Советник комитета по международным делам и обороне парламента Израиля Узи Арад в интервью "Газете".

Сотрудничество между участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и неприсоединившимися к договору ядерными державами стало одним из центральных вопросов завершившегося в Риме форума по предотвращению ядерной катастрофы. Советник комитета по международным делам и обороне парламента Израиля Узи Арад рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" Полине Химшиашвили об отношениях Израиля и МАГАТЭ, недавнем ударе израильских вооруженных сил по атомному объекту в Сирии и о перспективах ближневосточного мирного урегулирования.

- Если верить опубликованным в начале этого года данным американских спецслужб, 6 сентября 2007 года вооруженные силы Израиля уничтожили секретный сирийский атомный объект. Почему, прежде чем нанести удар, Израиль не обратился в МАГАТЭ с просьбой об инспекциях этого объекта?

- Отмечу, что информация о нанесении удара исходит от американских спецслужб. Израиль факт бомбежки не подтверждает. Однако если удар действительно имел место, то вся операция была проведена на высшем уровне: четко, быстро, аккуратно и очень результативно. Ответ на то, почему мы не стали обращаться в МАГАТЭ, дал один из экспертов, присутствовавший на римском семинаре: невозможно полагаться на эффективность действий МАГАТЭ в отношении страны (Сирии. - «Газета»), режим которой непрозрачен, которая не выполняет условия ДНЯО и не соблюдает резолюции Совета Безопасности ООН по Ливану. 

- Вы верите в эффективность МАГАТЭ и способность организации снять напряжение вокруг иранской программы?

- Агентство дискредитировало себя тем, что за семь лет так и не смогло выяснить, что в Сирии происходит строительство ядерного комплекса. Причины, по которым мы не сотрудничаем с МАГАТЭ и не присоединяемся к ДНЯО, лежат на поверхности. Во-первых, большая часть стран подписали ДНЯО, а потом нарушили его нормы. Так поступили Ливия, Ирак, а сейчас это делает Иран. Агентство стало слишком политизированным, а чем более оно политизировано, тем хуже работает. 

- В мае израильское правительство сообщило о начале мирных переговоров с сирийцами. Как проходит этот процесс, и можно ли ожидать положительных результатов в ближайшее время?

- Если даже после ликвидации ядерного объекта сирийская сторона начала переговоры с Израилем, значит, в целом удар оказал небольшое влияние на нынешнюю ситуацию в регионе.Я думаю, что говорить о каком-то итоге этих переговоров еще очень рано. Важно, что стороны начали диалог, и важно, чтобы он перешел в стадию прямых двусторонних переговоров. Обсуждаемые вопросы слишком серьезны и чувствительны для обеих сторон, и многое зависит от позиции израильского правительства и от его готовности к компромиссу прежде всего в отношении Голанских высот. Отмечу, что на сегодня две трети населения Израиля выступают против отхода за линию 1967 года. 

- На прошлой неделе глава палестинской группы на переговорах с Израилем Ахмад Куреи заявил, что стороны близки к подписанию мирного договора, которое может состояться до конца 2008 года. Так ли это? 

- Дискуссия проходит в состоянии секретности. Все мы, кто в нее не вовлечен, не можем говорить что-то конкретное. Но я скептически отношусь к словам о том, что мы получим такой документ. Я вижу два варианта развития событий. Первый: мы действительно подпишем такой договор, но он не будет полным и наметит только общие направления. А значит, после подписания его придется значительно дополнять. Второй вариант: мы можем получить более или менее полный договор, но в нем вряд ли найдут отражение самые острые вопросы. И все же я не думаю, что в ближайшем будущем мы сможем подписать полный, детальный и исчерпывающий документ. 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Родился 2 октября 1947 года в городе Тибериас, Израиль.С 1975 по 1997 год работал в разведывательной службе Израиля «Моссад», последняя должность - директор разведки.

С 1997 по 1999 год - советник премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху по внешней политике.

В настоящее время - советник Комитета по международным делам и обороне парламента Израиля (кнессета), директор Института политических и стратегических исследований школы политических, дипломатических и стратегических отношений при Междисциплинарном центре в городе Херцлия.

 

Источник: "Газета"